Бак и томатис

Микрополяризация — как метод лечения аутизма

Ребенок с расстройством аутистического спектра заставляет родителей искать и испытывать все возможные методы лечения. Приоритетными часто становятся новые методики, действие которых не всегда достаточно изучено.

Одной из новейших разработок лечебного воздействия на мозг является микрополяризация. Отзывов родителей и специалистов о действии лечения на работу головного мозга ребенка с аутизмом много. Часто они прямо противоположны по своей сути. Так что же такое микрополяризация мозга и как она лечит аутизм?

Микрополяризация – что это такое

Микрополяризация головного мозга – это воздействие на него низкочастотного электрического тока небольшой силы. Лечение было разработано с целью коррекции органических поражений головного мозга у ранее сохранных больных. Воздействие током проводится в реабилитационный период после травм, инсульта.

У детей микрополяризация мозга при аутизме, задержке речевого развития стала использоваться недавно. Как официальная методика она проводится в институте Бехтерева.

Различают:

  • Транскраниальное лечение. Здесь воздействие током проводится непосредственно на головной мозг ребенка.
  • Трансвертебральное воздействие. На головной мозг электротоком действуют опосредованно, стимулируя спинной.

Как делают микрополяризацию? К больному (на голову или область спины) подключают электроды от 10 до 50 минут (время увеличивают постепенно, с каждым сеансом). Малыш при этом может играть или отдыхать. Никакого дискомфорта воздействие электротоком не приносит, поскольку сила его сопоставима с естественными импульсами.

Курс лечения составляет 10-12 сеансов, время которых увеличивают по нарастающей. Считается, что лечение имеет отложенный эффект, поэтому оценить его можно через 2-3 месяца. Повторную микрополяризацию мозга при аутизме разрешается проводить не ранее чем через 6 месяцев. Это время необходимо для объективной оценки влияния терапии на развитие ребенка.

Микрополяризация – польза или вред?

Считается доказанным, что микрополяризация головного мозга при задержке речи действует положительно, возбуждая и укрепляя синаптические связи. В случае с аутизмом, причины которого сами по себе недостаточно изучены, микрополяризация рекомендуется как метод, который «можно попробовать».

Статья в тему: Биоаккустический метод с широким спектром применения

Обратите внимание! Не существует официальных доказательств эффективности микрополяризации для лечения аутизма. Пропаганда метода основывается на гипотетической пользе и положительном опыте реабилитации взрослых пациентов с речевыми, двигательными нарушениями.

Официально считается, что воздействие слабого тока в течение коротких сеансов никакого вреда причинить не может. Однако отмечаются состояния, при которых подобное лечение проводить нельзя.

Противопоказания

Микрополяризация противопоказана при индивидуальной чувствительности к действию электро импульсов.

Лечение током не проводят:

  1. при дерматологических заболеваниях, локализующихся в месте закрепления электродов;
  2. при повышенной возбудимости пациентов;
  3. детям с аутизмом, которые склонны к истерическим реакциям;
  4. пациентам, которые имеют сосудистые патологии;
  5. больным с новообразованиями;
  6. одновременно с приемом психотропных медикаментов;
  7. одновременно с проведением курса других физиопроцедур.

Если у вас возникают сомнения в пользе проводимого лечения, то от процедур следует отказаться. Аутизм как болезнь является малоизученным. Настолько же малоизученным остается микрополяризация при аутизме.

Кому показано лечение?

Специалисты рекомендуют микрополяризацию при задержке речи, аутизме, эпилепсии. Положительный эффект проявляется в ежедневной жизни больного. Усиление интереса к происходящему вокруг, появление новых слов, желание взаимодействия с другими людьми, эмоциональный отклик на прикосновение или обращение.

Положительные отзывы о влиянии микрополяризации на развитие речи, социальную адаптацию и поведение детей с нарушениями в развитии позволяют отметить:

  1. улучшение адаптационных возможностей ребенка;
  2. повышение эмоционального фона, улучшение настроения;
  3. стабилизация ночного сна, облегчение процесса засыпания;
  4. улучшение короткой и долговременной памяти;
  5. повышение концентрации внимания, способности к обучению.

Среди улучшений физического состояния организма у отдельных детей официально зафиксировано повышение остроты зрения, исчезновение проблем с ночным недержанием мочи.

Отзывы

Отзывы родителей, дети который прошли курс лечения током, противоречивы. Некоторые отмечают, что эффект положительный. Некоторые снимают видео о вреде микрополяризации для детей аутистов, отмечая регресс в развитии коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.

Отзывы специалистов, которые непосредственно работают с аутистами, являются в основном положительными или нейтральными. Врачи отмечают, что негативный эффект после лечения является кратковременным. Отложенный эффект всегда положительный.

Поскольку метод микрополяризации в лечении детей с аутизмом малоизучен, то каждому родителю решение принимать приходится самостоятельно.

Мама аутистика: «Очень много возле наших детей крутится шарлатанов со «стопроцентными» эффективными методиками. Только успевай платить, а эффекта никто не гарантирует. Как понять, микрополяризация действительно помогает? Или это очередной коммерческий проект?»

Статья в тему: Метод Томатиса при лечении аутизма

БАК и Томатис

Томатис и БАК (биоакустическая коррекция).

Родители часто спрашивают у нас: «Чем отличаются методы БАК (биоакустической коррекции) и Томатис? Одинаково ли действуют эти методы или по-разному?»

Сразу нужно сказать, что методы это, конечно, разные. Общее у них только то, что оба они воздействуют посредством прослушивания звукового ряда в наушниках. Кроме того, и биоакустическая коррекция, и метод Томатис применяются при схожей, или даже одинаковой проблематике. Такой, например, как :

1. Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром).

2. Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия).

3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

И так далее…

Различие между методами БАК и Томатис состоит в том процессе, на который в большей степени действует метод и в принципе действия самого оборудования. Биоакустическая коррекция, как видно даже из самого названия метода, это корректирование электрической активности мозга (его электроэнцефалограммы) самим же мозгом посредством обратной связи, в качестве которой выступает музыка, вернее набор звуков. ЭЭГ человека преобразуется в звуки и в реальном времени проигрывается самому же человеку через наушники. Если ЭЭГ имеет отклонения от нормы, то музыка воспринимается как неприятная, негармоничная, раздражающая, и единственным способом убрать это раздражающее воздействие является приведение параметров ЭЭГ к нормальным показателям и тем самым изменить музыку, сделать ее для себя приятнее. Поступающие музыкальные сигналы постепенно активизируют механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Таким образом, гармонизация ЭЭГ происходит непроизвольно, без сознательной деятельности пациента. Эта непроизвольность позволяет применять БАК детям, когда нельзя требовать сознательного реагирования на обратную связь. Так как человек во время сеанса БАК расслаблен и отдыхает, то происходящая гармонизация между процессами возбуждениям и торможения идет в сторону торможения, успокоения. Тем самым, биоакустическая коррекция, в первую очередь, учит организм саморегуляции, целью которой является успокоение.

Занятия по методу Томатиса, в первую очередь направлены на когнитивную, познавательную деятельность, способствует образованию новых нейронных связей. При методе Томатис специальным образом обработанная музыка тренирует мышцы слуховой системы, а определенные частоты активизируют конкретные участки мозга. Человек учится лучше слышать самого себя, для того, чтобы лучше обдумывать свои мысли и говорить. Также в методе Томатис, кроме обычного воздушного способа передачи звука используется и костная проводимость. Через кость звук передается в 10 раз быстрее, чем через воздух, поэтому, можно сказать, что костная проводимость подготавливает слуховую систему к сигналу, приходящему по воздушному каналу. В методе Томатис используется ориентировочный рефлекс, с помощью которого повышается открытость сознания к новой информации, способствуя образованию новых нейронных связей. Неожиданные, непрогнозируемые переключения частотных модуляций заставляют мозг все время ожидать новых событий. И, таким образом, большее количество звуковых частот из разряда фоновых шумов переводить в разряд информационно-насыщенных.

Мы с вами видим, что, в основном, метод Томатис и БАК действуют на два разных процесса, протекающих в нейронах головного мозга. Если говорить упрощенно, то БАК ориентирован на процесс самосохранения, а Томатис — на процесс развития. Мы все время говорим «в основном», «большей степени» потому, что сознательно упрощаем ситуацию для того, чтобы отчетливее была видна разница между методами. Так же как и Томатис, который, в целом, воздействует на мозг довольно сложным образом, используя различные дополнительные к речевым, специальные программы, направленные, в частности, на эмоциональную регуляцию, а так же программы: «голос мамы», «для изучающих языки» и пр., так и метод БАК тоже имеет специальную, «логопедическую» программу.

Обе методики эффективны и имеют хорошие результаты. Поэтому открытым остается вопрос о том, какую методику применять ребенку, и если обе, то в какой последовательности. Мы в своем центре решаем этот вопрос, исходя из «нейропсихологического профиля» и основной проблематики ребенка. Приведем пример: если ребенок несобранный, не может сконцентрироваться, восприятие реальности происходит фрагментарно, он видит отдельные моменты, а не картину в целом («за деревьями не видит леса»), то, учитывая, конечно, остальные характеристики его состояния, мы зачастую сначала рекомендуем ему начать с БАК. Если же он на чем-то зациклен, «ходит по кругу», нуждается в «мозговом штурме», в «речевом прорыве», то, скорее всего, целесообразно будет начинать с прослушиваний по методу Томатис.

Очень важно отметить, что БАК и Томатис крайне нежелательно проводить одновременно. Их необходимо делать последовательно. При одновременном проведении БАК и Томатис возникают серьезные риски получить сильное перевозбуждение нервной системы вследствие слишком сильного воздействия на головной мозг, что может не только нивелировать лечебное воздействие, но и привести к «откату» в развитии ребенка. Особенно опасно проводить эти процедуры одновременно в тех случаях, когда мы имеем дело с судорожной или эпи активностью, с параксимальной электрической активностью центральной нервной системы (ЦНС). Это может спровоцировать и судороги, и даже клинический приступ эпилепсии. При чередовании методик и проведении в правильном графике, такой опасности нет. В частности, если эти методы чередуются, то не следует проводить сеансы БАК ежедневно, в лучшем случае они должны проводиться через день или реже, в зависимости от состояния ребенка и характеристик типа нервной системы.

Конечно, мы не стали в этой статье углубляться в подробности, но надеемся, что какое-то общее представление об этом вопросе мы создали.

Правда ли что микрополяризация лучше, чем Томатис?

Здравствуйте. У моей внучки 4 года задержка речевого развития, мы лечимся медикаментозно, но невролог нам посоветовала использовать метод Томатис, но это очень дорого. Также нам советовали микрополяризацию. Правда ли, что это лучше чем Томатис? Не хочется выбрасывать деньги на ветер.

Ответ специалиста

Здравствуйте. Метод Томатис – это система слуховых тренировок, в процессе которых звуки высокой частоты восстанавливают головной мозг. Метод микорополяризации основан на воздействии на головной мозг микротоками и также направлен на стимуляцию головного мозга. Однако это абсолютно разные методы лечения и их нельзя сравнивать. Они не взаимозаменяемы.
Вашему ребенку при диагнозе задержки речевого развития можно пройти и курс транскраниальной микрополяризации, и также показано проведение курса лечения по методу Томатиса. Действительно, проведение такой терапии стоит недешево, но эффективность их достаточно высока и вы не выбросите деньги на ветер. На проведение курса микрополяризации можно выделить средства, например, один раз в полгода-год. А лечение по методу Томатиса можно начать с проведения курса слуховых сеансов в медицинском центре под наблюдением врача, а потом приобрести курс в записи и давать слушать ребенку дома. Такие варианты можно найти.

Биоакустическая коррекция головного мозга. (отзыв)

Мы прошли первый курс, обещала отзыв — получите!)))

Кто не знает — Максим аутист без речевой, средней тяжести, интеллект в норме, но социализация плохая, взаимодействие на низком уровне, уж никак не на 4 года. поведение нормально, без истерик, послушный, спокойный как удав, ленивый, пассивный.

Ну начнем с того, что на мозг не влияют токами, а только звук, в режиме съемки ЭЭГ обрабатывается и с музыкой (а с 5 занятия еще и словами простыми) подается ребенку через наушники. кому интересно ищи в инете, я не медик, объяснять не умею))) т.е. это по сути как и Томатис, не лечение, а тренировка мозга.

я свои заметочки записала специально для вас, дорогие. в инете их много, а это так сказать из первых рук)))
Процедура у нас проходила в ежедневном режиме с 16 по 26 января. 10 дней, по 20 минут.

Что я наблюдала и наблюдаю)) как сказали про воздействие, оно пролонгированное и будет еще работать в течении какого-то времени и улучшения и изменения еще будут появляться (ну надеюсь)

1-3 день — возбуждение, усиление стимов. крылышки, напряжение тела, долгое засыпание… на 3й день процедуры устроил истерику логопеду, заниматься не стал, проорал полчаса (к ней приехали сразу с БАК, да еще после перерыва, он одичал за 3 недели) (читала что так бывает и спокойно продолжала процедуры)

3-5 день- стимы остались частыми, но засыпать стал за пару минут и спать всю ночь.

5 день и дальше до 10 — улучшение, причем достаточно резкое! каждый день вижу что-то новое! спокойно сидел, сменили резиночку на голове (надели не шнурковую тонкую, а широкую и эластичную от Томатиса)… привык и перестал пытаться стянуть с головы всю это фигню 20 минут ковырялся спокойно в играх в планшете, открыл 2 новых уровня «Веселого счета» вижу, что до него доходить, что нужно сделать в игре быстрее чем раньше.

Улучшилось взаимодействие со мной! если показывает пальцем, а я не вижу, поворачивать мою голову, чтоб я посмотрела, что ему надо или привлекает мое внимание всячески — улучшилось взаимодействие, посмотрим на сколько. на улице показывает на то что ему нравиться и смотрит на меня, вижу ли я? — девочки, вот это круто!

КРЫЛЫШКИ СМЕНИЛИСЬ ХЛОПКАМИ В ЛАДОШКИ И САМ СЕБЕ РУКИ ПОЖИМАЕТ ИЛИ СКЛАДЫВАЕТ ЗАМКОМ ПАЛЬЦЫ.

по моторике — крупной и мелкой, движения четкие, исчезают стимы («крылышки » и напряжение тела от восторга почти ушли, начал хлопать в ладошки при проявлении восторга и кричать УЯЯЯЯ!!!(ура)), пальчиками делает гимнастику, загибает и разгибает пальчики при счете по одному, соединяет пальчики двух рук друг с другом начиная с мизинцев. Раскрашивать стал аккуратнее, старается не выходить за границу рисунка, лучше контролирует руки. увереннее держится на воде при посещении бассейна, активно работает руками и ногами, пытается плыть. появились попытки прыгать на одной ноге. в речи улучшилась артикуляция, губы и язык работают лучше, научился целовать!!!(никогда не было, вот сегодня только появилось чмоканье губами, так мило) и обводить губы по кругу язычком. активнее отвечает на вопрос «кто это, что это?». и девочки, мы 4 ночи подряд встаем в туалет

хнычет, приходит к нам и топаем писать в горшок… вот это для меня радость ТТТ не сглазить, а то мы после кортексина в 2.8 года почти всегда «плаваем».

так что я довольна очень! Там в центре на БАК ходят и подростки, после нас сразу приходил мальчик, лет 14-15, проблемы со вниманием и сосредоточенностью на чем-то одном. такой деловой колбас, в очках и при галстуке. видно что из школы. и гиперактивность гасит эта технология. но тут я не могу подтвердить, так как мой удав стал наоборот шустрее. и сейчас спокойно проходит пару километров пешком, на руки не лезет. с собакой бегает больше. т.е тут скорее всего не гиперактивность гасит, а просто нормализует возбуждение и торможение.

всех лю!

здоровья деткам!

Методы БАК и Томатис

В своем центре мы применяем метод Томатиса, Биоакустическую коррекцию (БАК) и другие неинвазивные методы для помощи детям с особенностями развития.

В своем центре мы применяем метод Томатиса, Биоакустическую коррекцию (БАК) и другие неинвазивные методы для помощи детям с особенностями развития.

БАК
Санкт-Петербургские нейрофизиологи Института экспериментальной медицины СЗО РАМН (отдел физиологии им. И.П.Павлова) разработали инновационный метод, позволяющий повышать активность естественных процессов саморегуляции организма. Этот метод назвали БАК (биоакустическая коррекция). В основе метода БАК используется концепция непроизвольной саморегуляции, содержание которой заключается не в компенсации, а в активации естественных процессов регулирования физиологических функций, которые в результате неблагоприятного сочетания факторов внешней среды и индивидуально-личностных особенностей оказались подавлены.
Процедуры БАК направлены на восстановление естественных процессов регулирования физиологических функций и повышение адаптивных свойств организма. Это происходит за счет нормализации работы центральной нервной системы (ЦНС), ее регулирующей функции.
БАК имеет множество лечебных эффектов:
— улучшение психоэмоционального состояния, нормализация сна, аппетита, снижение нервно-психической нагрузки и пр.
— стимулирующий и восстановительный (стимуляция и улучшение показателей речевого развития у детей с нарушениями развития, эффективное восстановление когнитивных и поведенческих функций)
— иммуномоделирующий и др…
ТОМАТИС
Ухо – многофункциональный орган, который связан со многими системами организма, а слуховая система связана со многими функциями психики.
Одним из самых актуальных моментов в развитии ребенка является развитие речи — основы мышления, интеллекта. А.Томатис открыл, что: «Голос воспроизводит лишь то, что слушает ухо». Другими словами, ребенок может воспроизвести только те звуки, которые он услышал. При формировании речи неправильное понимание или неверное представление (иррациональное представление) об акустической ситуации, не позволяет достигнуть нужного результата.
Задержка речи и проблемы обучаемости — очень часто встречающиеся сегодня отклонения. Эти нарушения, как правило, имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в пренатальный (предродовой) период вследствие, например, инфекций или сильного нервного напряжения матери. Другим фактором могут стать травмы во время родов, в результате которых мозг ребенка может получить повреждения, в том числе, органического характера. Метод «Томатис» помогает компенсировать это недоразвитие, стимулируя речевые центры головного мозга с помощью специально обработанной музыки. Происходит процесс адаптации мозга к этому воздействию. Он как бы «просыпается», активизируется, в нем формируются устойчивые нейронные связи.
Методы БАК и Томатис применяются при следующих речевых расстройствах:
— ЗРР (задержка речевого развития)
— дислексия (расстройство чтения)
-дисграфия (ошибки письма)
— дисфазия (нарушения устной речи)
— дислалия (нарушение звукопроизношения, в том числе ФФНР)
— ОНР ( общее недоразвитие речи — алалия, дизартрия и пр.)
Какие изменения происходят при применении метода БАК и Томатис?:
Задержка речи:
— лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов

— ускорение развития речи, правильного произношения звуков
-увеличение эффективности занятий с логопедом
Задержка развития:
— возрастает скорость умственного развития
— ускорение развития речи
— ускорение психического развития
— улучшение внимания, памяти
— улучшение навыка общения
— улучшение моторных навыков
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности):
— развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
— развитие энергетического потенциала мозга, как следствие — снижение активности
— развитие контроля, снижение импульсивности
— развитие избирательного внимания
Аутизм:
— ослабление симптомов
— большая «включенность» в жизнь
— развитие речи, лучшее понимание речи
— уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
— уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и повторяющееся поведение
— уменьшается боязнь тактильного контакта
— происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды
— улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более любящими, нежными
— увеличение эффективности занятий с логопедом, дефектологом и т.д.
Синдром Дауна:
— улучшение слуховых и речевых навыков (лучше слушают, используют больше слов, улучшается речь)
— улучшается координация
— улучшается сон
— более сговорчивы, лучше следуют инструкциям
ДЦП:
— улучшение моторики, координации
— ускорение реабилитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *