Для чего нужна проектная деятельность?

Зачем нужны проекты в школе?

«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»

Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.

Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.

Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.

В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.

Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.

Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.

Компетентностный подход

Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.

Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:

Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.

Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.

Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.

Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.

Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.

Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.

Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.

Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.

Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?

Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию.Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте.Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта.Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?



В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где, и как я могу эти знания применить.

Сегодня – время перемен, когда обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в цели и задачи, структуру и содержание образования, смещение акцентов с задачи – овладеть знаниями – на задачу – формировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности.

Согласимся с утверждением Ш. А. Амонашвили, что младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Поэтому считаем, что начальная школа сегодня должна стать местом проб образовательных сил школьника, а не местом подготовки к жизни.

Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Делая выбор в пользу проектной деятельности младших школьников, отмечу то, что привлекает.

Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.

Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.

Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников:

 проект – это часто игра, включающая в выполнение соответствующих ролей;

 связь с поиском новых знаний, умений и последующим их применением;

 формирование проектных умений – формирование универсальных учебных действий;

 связь с созидательной творческой деятельностью;

 преобладание коллективных и групповых проектов;

 последовательность: от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным, от групповых к личным;

 динамика ролей обучающихся: от исполнителей к инициаторам;

 изменение позиции педагога от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности с детьми;

 помощь родителей.

Готовность к проектной деятельности мы рассматриваем как установку на поэтапное осуществление проектной деятельности, предполагающую сформированность универсальных учебных действий: коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. Надо ли готовить учащихся к проектной деятельность? Существуют ли способы подготовки к проектной деятельности? Такие вопросы возникают при работе с детьми младшего школьного возраста над проектом.

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска. По результатам методики «Рукавичка» (автор Г. А. Цукерман) 63 % третьеклассников выполнили работу на высоком уровне. Дети активно обсуждали возможные варианты узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; следили за реализацией принятого замысла. Но 37 % обучающихся не пытались договориться, не смогли прийти к согласию.

По методике «Дорога к дому» 86 % обучающихся могли работать в паре, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. 14 % обучающихся могли работать в паре, но умение точно выражать свои мысли недостаточно сформировано.

Работая над проектом, ребенок проявляет активность и заинтересованность, что составляет основу его самостоятельной деятельности (индивидуальную, парную, групповую). Младший школьник реально учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. И овладевает практическими умениями ребенок не хаотично, а поэтапно: думаю сам; осуществляю поиск информации (читаю книги, справочники, спрошу у взрослых, зайду в интернет, понаблюдаю, проведу эксперимент); приму решение, действую и делаю выводы.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Совместная деятельность взрослых и детей в проекте имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности. К подготовке проекта младших школьников можно привлечь родителей, предоставить им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа станет для родителей интересным делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проекта и самопрезентовать результат. Готовый продукт получается значимым, ведь это результат общего интереса, совместной деятельности ребенка и родителей.

Проектная деятельность привлекательна обучающимся любого возраста: от дошкольников до студентов. Предложите творческое задание «Что на что похоже» и вы увидите, что обучающиеся любого возраста становятся настоящими исследователями. Ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, найти сходство и отличия, домыслить и представить, и, наконец, создать «продукт» в форме рисунка, модели, образа и пр.

Младшим школьникам нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. Например, в рамках образовательной системы для начальных классов «Школа 2100» учащимся в 4-м классе по математике (авторы учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких) предлагается выполнить пять проектов: «Модель машины времени»; «Страничка из энциклопедии»; «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века»; «Играй и выигрывай», «Страница нового учебника». Все проекты связаны между собой. Инструкция к проекту, приведенная в учебнике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Степень реализованности проекта предлагается оценивать в соответствии со степенью выполнения этого плана. Устно ребята оценивают успешность результата. Выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию обучающихся. Оценка проектной деятельности осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом.

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. При этом важно, чтобы у ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. Участвуя в проекте, мы с младшими школьниками на себе убедились, что проектная деятельность заряжает и «заражает» действием, творчеством, инициативой, добрым строем и оптимизмом.

Итак, в ходе практики формирование готовности младших школьников к проектной деятельности осуществлялась нами поэтапно:

 погружение в проектную деятельность: ребята учились работе в группе, сопоставляли свои знания со знаниями остальных, отстаивали собственное мнение, помогали другим и принимали помощь;

 организация группового проектирования: обучение третьеклассников самостоятельной поисковой деятельности; работа в группах по созданию презентаций по теме проекта;

 защита проекта: представление результатов согласно критериям; анализ результатов и продуктов деятельности.

В заключение, отвечая кратко на поставленный вопрос, выделим, что проектная деятельность ведет к развитию у младших школьников качеств, присущих людям XXI века, и позволяет добиться успеха. Успешные люди, знающие и умеющие, – основа развития экономики, промышленности и социальной сфера дальневосточного региона.

Литература:

Отзыв руководителя на проектную работу ученика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа им. Д.И. Коротчаева»

г. Новый Уренгой

2017 г.

Отзыв

руководителя на проектную работу ученицы 9 в класса

МБОУ «Средняя школа им. Д.И. Коротчаева»

Чепурнова Марина

на тему: «Успешный ученик»

В данной работе Чепурнова Марина рассматривает вопросы, связанные с составлением поэтапного плана и правилами изучения учебных предметов для успешного обучения.

Целью проекта было провести исследование и доказать, если придерживаться составленному поэтапному плану с правилами изучения учебных предметов, то можно повысить свою успеваемость. Данный проект актуален тем, что в данном классе, где обучается Чепурнова Марина, наблюдается снижение успеваемости.

Для этого, автором был изучен, проанализировать и собран информационный материал по теме исследования. Марина провела эксперимент «Неделя по плану». Данная работа включает в себя два раздела: теоретическую — реферативную часть и практическую часть – эксперимент «Неделя по плану».

Данный проект может быть полезен для учащихся нашей школы, которые захотят попробовать свои силы в создании подобных проектов, а также для использования в качестве наглядного материала при повышении своей успеваемости.

Своей работой Марина доказала, что создание поэтапного плана с правилами изучения учебных предметов — это непростой, но достаточно увлекательный процесс, который помог ей повысить свою успеваемость. Практическая часть работы наглядно демонстрирует компетентность автора в исследуемом вопросе.

Работу Марина выполняла самостоятельно, используя материалы Интернета и методической литературы, рекомендованной ей для проекта. Самостоятельно провела эксперименты, выполнила продукты: буклет-памятка, декоративная шишка, карандашница, видео, плакат. Чётко выполняла все рекомендации руководителя проекта. Проектная работа Чепурновой Марины по теме: «Успешный ученик» отвечает требованиям, предъяв­ляемым к проектным работам, и заслуживает высокой оценки.

Руководитель проектной работы:______________________(Кутищева С.И.)

Образец написания отзыва на исследовательскую/проектную работу

Образец написания отзыва на исследовательскую/ проектную работу

РЕЦЕНЗИЯ

на проектную работу учащегося…класса…. МБОУ «…»

(фамилия, имя и отчество)

по теме: «_________________________________________________________»

(название темы проектной работы)

Далее следуют обязательные разделы рецензии:

Актуальность или новизна

Краткая характеристика процесса учебного проектирования

Оценка содержания работы

Положительные отличительные стороны работы

Практическое значение работы и рекомендации по внедрению в образовательный процесс

Недостатки и замечания по работе (обязательный раздел!!!)

Рекомендуемая оценка выполненной работы

Вывод: проектная работа ________________________ по теме:

(фамилия, инициалы ученика)

«_____________________________________________________________________»

(название темы)

отвечает (не отвечает) требованиям, предъяв­ляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется (не может быть рекомендова­на) к защите.

РЕЦЕНЗЕНТ

(подпись) (фамилия, инициалы,

» » 20 Г.

Что писать в основных разделах?

Актуальность или новизна – Здесь описывается, почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения к исследовательской/ проектной работе. Смысл его тот же самый. Остается только внимательно перечитать и написать своими словами.

В разделе — Краткая характеристика процесса учебного проектирования — дается характеристика способности обучающегося организовать сам процесс учебного проектирования, описываются умения и навыки школьника.

Далее — Оценка содержания работы. Тут обычно пишется: «Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/ проектной работы» и далее описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).

Когда описывается практическая значимость — пишется: «Данная работа имеет большую практическую значимость» и вкратце в чем она заключается.

Самым главным разделом рецензии является пункт — Недостатки и замечания по работе. Он является обязательным, т.к. считается, что нет предела совершенству и ложка дегтя в бочке меда должна присутствовать. К написанию этого раздела следует подойти наиболее ответственно, т.к. недостаток должен быть, но он должен быть несущественным и не портить общего впечатления от написанной рецензии и от проектной работы в целом.

Как написать отзыв

Отзыв на работу может написать любой человек, который не является руководителем работы (это может быть любой учитель школы, классный руководитель, родитель обучающегося или любой взрослый человек (специалист), который ознакомился с работой и изучил ее).

Что же следует писать в отзыве на исследовательскую/ проектную работу.

Пример оформления отзыва

ОТЗЫВ

на проектную работу учащегося…класса…. МБОУ «…»

(фамилия, имя и отчество)

по теме: «_________________________________________________________»

(название темы проектной работы)

Основными разделами отзыва являются:

Актуальность и новизна

Краткая характеристика процесса учебного проектирования

Оценка содержания работы

Достоинства работы

Недостатки работы

Практическая значимость

Рекомендуемая оценка

Актуальность или новизна – Здесь описывается, почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения к исследовательской/ проектной работе. Смысл его тот же самый. Остается только внимательно перечитать и написать своими словами.

В разделе — Краткая характеристика процесса учебного проектирования — дается характеристика способности обучающегося организовать сам процесс учебного проектирования, описываются умения и навыки школьника. Родители, учителя, классный руководитель могут описать, как изменился школьник в процессе работы над исследованием, если таковое изменение имело место.

В разделе — Оценка содержания работы – приводится краткая характеристика структуры работы и содержание основных ее разделов.

В разделе — Достоинства работы — выделяются положительные результаты, достигнутые во время работы над проектом/ исследованием.

Важным разделом являются — Недостатки работы — Недостаток должен быть незначительным и не портить общего впечатления от работы.

В пункте — Практическая значимость – оценивается возможность внедрения данного проекта/ исследования в образовательный процесс.

В конец документа ставится подпись человека, писавшего отзыв с расшифровкой.

Следует отметить, что суть разделов отзыва и рецензии очень похожи. В них речь идет об одном и том же, но следует учитывать, что данные документы пишутся разными людьми и один и тот же смысл должен быть изложен разными речевыми оборотами.

Считается, что чем лучше школьник учится, тем лучше он напишет работу и лучше ее защитит. Однако написание работы и ее защита – это две разные вещи. Чтобы хорошую исследовательскую/проектную работу – нужны знания, самоорганизация, трудолюбие. Чтобы защитить готовую работу – нужно изучить ее досконально, прочувствовать, уверенно и с некоторым энтузиазмом представить свой проект, держаться уверенно, но не нагло и суметь ответить на вопросы членов жюри. Тут необходимы определенные личные качества, такие как самообладание и стрессоустойчивость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *