Лицо удивленного ребенка

Содержание

ethno_photo

Изображения с высунутым языком обычно усиливают основные смысловые доминанты вербального текста
(Панорама Тольятти. 2005. № 35. С. 1).

В интерпретации журналистов высунутый язык является знаком очень быстрого движения или большого усердия. “Если же вы сами попадёте на язык (станете предметом пересудов) злым языкам (сплетникам), то не бегайте от них высунув язык (очень быстро)”, — советует своим читателям ведущий рубрики журнала “Трамвай” ( Языкария. // Трамвай. 1991 ). Александр Проханов, сетуя на необъективность журналистов, отмечает: “Тот, высунув язык, начинает искать на Кубе гостиницу Зюганова, нимало не заботясь тем, что на Кубе запрещена частная собственность” (Проханов А. Административный ресурс — приют негодяев// Советская Россия, 2003. 15 июня ).

Отсюда производное значение чрезмерного подобострастия, подхалимства и лизоблюдства. “Здесь можно “власть” пощупать, сфотографироваться с ней, стоя рядом и высунув язык” ( Волошина В. «Лица на нем нет. Путина надеются слепить с четвертого раза»//Известия, 2001. 7 октября. ).

В других случаях высунутый язык выражает состояние сильной усталости или отчаяния. “Через полминуты, высунув язык и отдуваясь, появляется мой спарринг-партнер” ( Маслова Л. Птица-трешка//Автопилот. 2002. 15 мая). “Это как показать язык уходящему поезду или бросить камень в проходящую электричку” (Шерстенников С. Душевный человек// Автопилот. 2002. 15 декабря).

Кроме того, высунутый или вывалившийся язык — признак моральной или умственной деградации, идиотизма. “Лицо расцвело улыбкой идиота, высунуло язык и попыталось слизать нас с площадки. <…> Однако тот повел себя довольно странно — запрокинул голову далеко назад, высунул язык и мелко задрожал всем телом” ( Охлобыстин И. Горе от Ума// Столица. 1997. 26 августа ). “Глаза навыкате, вывалившийся синий язык, лицо неопределенного цвета да к тому же пренеприятнейший запах от самопроизвольного акта дефекации” (Медведева И, Шишова Т. Педагогика от лукавого//Наш современник. 2002.).

Нередко журналисты вспоминают об этом жесте, описывая персонажей народной демонологии. “Именно они — большие любители показывать язык, гримасничать, корчить рожи, передразнивать взрослых и детей, утрировать свою речь и хохотать в ответ на любое высказывание”, сообщает читателям Е. Голованова в своей заметке о домовом (Голованова Е. Дурашливые//Домовой. 2002. 04 августа). В. Лунин, в своем рассказе о Шишиморе в журнале “Мурзилка”, выстраивает сюжет именно на этом атрибуте. Шишимора высовывает язык и, в конце концов, оказывается наказанной за свою дерзость: “Пригляделись, а там Шишимора в окне заливается, им язык показывает <…> Укусила она Шишимору в язык. Две недели потом Шишимора ни смеяться, ни говорить не могла, так у неё язык распух!” (Лунин В. Про Шушундру и Шишимору//Мурзилка. 2002. №8—9).

Говоря о прессе, нельзя упускать из виду и иллюстрации, составляющие неотъемлемую часть газетного или журнального материала. Именно в визуальной части газетного и журнального контента можно обнаружить наиболее показательные примеры использования высунутого языка для передачи самых разных смыслов. Иногда изображения усиливают основные смысловые доминанты вербального текста, иногда — иронически опровергают их. Сообщение о благополучном завершении забастовки работников муниципального траспорта в одном из выпусков газеты “Панорама Тольятти” сопровождается изображением торжествующего забастовщика с высунутым языком. В одной руке он держит бутылку шампанского, в другой — пачку денег. Снимок сопровождается насмешливым детским стишком: “Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку” (Гладких О. Транспортная лотерея//Панорама Тольятти. Информационно-рекламное издание 2005. №35 С.1).


Пирсингованный язык в данном случае призван символизировать ущербность, дефектность, “шершавость”
современного русского языка как в своих низовых, так и в “державно-представительских” формах (МК. 2001 № 269. С. 8. Фото М. Бажина).

Выше нами уже описаны случаи переинтерпретации семантики запечатленного на фотоматериале высунутого языка в соответствии с установками и замыслом журналистов. При этом нередко журналисты играют на соположении слова “язык” в подписях к иллюстрациям или в тексте статьи и высунутого языка у персонажей, которые изображены на прилагаемых снимках. Подпись к иллюстрации, которая прилагается к небольшой статье, посвященной 65-летию Романа Виктюка, гласит: “Неповторимый язык Виктюка навсегда останется в истории театра” (Красовский А. Роковые яйца. Роман Виктюк: жизнь после смерти//Независимая Газета 2001. 8 октября с.8). При этом автор публикации обыгрывает разные значения слова “язык”: в буквальном смысле — это высунутый язык Сталина, в переносном — совокупность сценических художественно-выразительных средств, составляющих своеобразие театрального стиля режиссера Романа Виктюка. Статья под названием “Шершавым языком президента” в “Московском комсомольце” посвящена проблемам современного функционирования русского языка, а также работе Справочной службы русского языка при Институте русского языка им. Виноградова РАН. Публикация предваряется фотографией широко улыбающейся юной особы с высунутым языком, украшенным пирсингом, и подписью: “Путин невыразителен, Ельцин запинается, а Горбачев говорит на диалекте”, которая сопровождается изображениями перечисленных персон. Если интерпретировать текст статьи, иллюстрации и подписи к ним как некое семантическое единство, то пирсингованный язык в данном случае, видимо, призван символизировать ущербность, дефектность, “шершавость” современного русского языка в своих как низовых, так и в “державно-представительских” формах.

Легко узнаваемое значение ликования и победы, запечатленное в кинетическом паттерне c участием высунутого языка,
помогает читателю даже при быстром просмотре уловить основной пафос публикации (АиФ. 2003. № 7. С. 21. Фото А. Голованова, агенство “Рейтер”)

Статья Д. Гранцева “Корт меняет секс-символы” ( Гранцев Д. Корт меняет секс-символы // АиФ. 2003. №7 С.1,21 ) сопровождается фотографией Елены Дементьевой в позе победительницы: с поднятой вверх рукой и высунутым языком. Под снимком крупными буквами написано: “Языком цифр. Рейтинг лучших теннесисток”, а чуть повыше подзаголовок: “Бой-бабы”. Страница заполнена изображениями сильнейших теннисисток мира от Серены Уильямс до Анастасии Мыскиной. Таким образом, моментально считываемое значение ликования и победы, запечатленное в кинетическом паттерне с участием высунутого языка, помогает читателю даже при быстром просмотре уловить основной пафос данной публикации. В анонсе данной статьи на первой странице еженедельника акцент сделан на слове “меняет”: рядом расположены изображения двух сильнейших и популярнейших на тот момент российских теннесисток — Курниковой и Дементьевой — с высунутыми языками. “Смена символов”, по замыслу авторов публикации, символизируется разной манерой высовывать язык: у Курниковой представлен типично “женская” вариация жеста (сильно высунутый, широкий, распластанный язык), а у Дементьевой — нечто более близкое к “мужскому” варианту.

Анонс статьи Д. Гранцева “Корт меняет секс-символы”
(АиФ. 2003. № 7. С. 1. Фото А. Голованова, агенство “Рейтер”)

Репортаж о предстоящем матче Кубка Девиса между сборными России и Сербии по теннису, озглавленный “Сборная России лишилась Марата Сафина”, сопровождается фотографиями Сафина с высунутым языком и сербского теннисиста Янко Типсаревича, с подписью: “Теннисный размен: вычитаем Типсаревича… убираем Сафина” (Дзгоев Ч. «Журналисты подобрали Гусу Хиддинку помошников»//Известия. 2006. №99 с.11). Очевидно, что подобный монтаж контента оказался возможным потому, что семантика рассматриваемого нами жеста перекликается с семантикой глаголов “лишить(ся)” и “убрать” в значении ‘устранить’ — ср. значения отторжения и неприятия, характерные для высунутого языка во многих культурах.


В данном случае используется перекличка семантики рассматриваемого нами жеста с семантикой глаголов“лишить(ся)” и “убрать” в значении ‘устранить’
(Известия. 2008. № 22. С. 15. Фото “Рейтер” и “Ассошиэйтед Пресс”).

Еще один показательный пример — публикация интервью с артистом эстрады Андреем Данилко, более известным под сценическим псевдонимом Сердючка (Заяц Н. «Все равно я мозгами в Советском Союзе». Интервью с актером Андреем Данилко//Известия. 2007.№222 с.10 ). Интервью взято вскоре после конкурса Евровидения, на котором Сердючка получила приз во многом благодаря очень понравившемуся европейской публике рефрену исполненной ею песни: “Раша, гуд-бай!” (“Прощай, Россия!”). В интервью А. Данилко жалуется на нападки на него в российской прессе, утверждает, что рефрен в его песне был совсем другой, и клянется в приверженности дружбе украинского и российского народов, а также интернациональным ценностям, привитым нам во времена Советского Союза. Однако открывающее публикацию фото, на котором Сердючка изображена с высунутым языком, как бы дезавуирует эти заявления, придает им насмешливо-иронический оттенок. Тем более что в завершение А. Данилко сообщает читателям о своем отъезде в длительное европейское турне.


Помещенное в начале статьи изображение Сердючки с высунутым языком позволяет читателю заподозрить А. Данилко в неискренности сделанных им заявлений
(Известия. 2007. № 222. С. 10. Фото Д. Коробейникова)

Аналогичные ассоциации возникают при взгляде на снимок с изображением российского велогонщика Дмитрия Конышева, предваряющий статью об его аресте итальянскими полицейскими с обвинением в избиении проститутки (Гетманский К. «Все обвинения с меня сняты. Итальянские полицейские выпустили из тюрьмы российского велогонщика Дмитрия Конышева»//Известия.2004. №18. с.10). “У меня сейчас нет абсолютно никаких проблем. Все обвинения с меня сняты!” — заявляет ехидно улыбающийся спортсмен и, слегка высунув язык, жалуется, что его имя “совершенно без причины обесчестили на весь мир”. В то время как высунутый язык, данный в газетном материале крупным планом, несомненно, призван вселить в читателя сомнения в искренности велогонщика.


Дмитрий Конышев уверен в своей невиновности (Известия. 2004. № 18. С. 10. Фото агенства “Рейтер”).

В современной прессе нередко обыгрывается эротический оттенок этого жеста. В гламурных журналах в исполнении фотомоделей и знаменитостей такие презентации могут быть вполне серьезными. Но чаще всего сексуально-эротические подтексты преподносятся с оттенком иронии. Так, публикация под названием “Роман с молочными зубами”, посвященная ранней детской сексуальности (Черницына, 2002), сопровождается фотомонтажом из расположенных друг против друга фигур детей детсадовского возраста (мальчика и девочки), показывающих друг другу язык. Тем самым невинной детской дразнилке приписывается совсем недетское содержание, что и придает юмористический оттенок прилагаемой статье.


В современной прессе, в первую очередь, в гламурных журналах нередко обыгрывается эротический оттенок высунутого языка (The Most Famous Women, 2005).

Среди иллюстративного материала, в котором присутствует высунутый язык, часто встречаются кадры с комическими сценками, иногда намеренно смонтированные, в центре которых младенцы, совершающие те или иные “взрослые” действия с высунутым языком, что обычно служит своеобразным эпиграфом или эпилогом к статье. Например, публикация “Детские пособия подняли по-взрослому” (Известия. 2006. № 212. С. 8. Фото М. Бурлака) сопровождается изображением младенца с высунутым языком, окруженного пачками долларовых купюр и озадаченно поднявшего голову вверх, как бы вопрошая правительство и взрослых, насколько серьезны их намерения.


В современной прессе часто обыгрывается эротический оттенок высунутого языка
(МК. 2002. 14 сентября. С. 3. Фото Г. Черкасова).

Еще одна большая группа иллюстраций, на которых может присутствовать высунутый язык, — это карикатуры или шаржи. Так, обширная публикация о жизни и творчестве Уолта Диснея в газете “Известия” (Синебрюхов Л. Мышиный король. Уолт Дисней — миллионер, которому было скучно зарабатывать//Известия. 2005. №41 с.10 ) сопровождается небольшим шаржем, на котором герой публикации изображен в виде знаменитого мышонка Микки-Мауса в голубом противогазе и с высунутым языком. Рисунок сопровождается ироническим комментарием: “Тайная жизнь есть у всех. Уолт Дисней 26 лет сотрудничал с ФБР, сообщая имена политически неблагонадежных и коммунистов”.

Обсуждавшаяся в “Известиях” тема качества отечественного медицинского обслуживания сопровождалась серией карикатур, которые обыгрывали выражение “показать язык”. На одной из них изображены пациент и нависший над ним доктор, который требует: “Больной, покажите мне язык и полис медицинского страхования!” (Известия. 2003. № 63). На другой карикатуре, сопровождающей статью об экспресс-диагностике, пациент демонстрирует врачу табличку с изображением языка в ответ на реплику: “Так, так, очень хорошо, а теперь покажите язык, скажите“А-а-а!”” (Известия. 2003. № 77). Зазор между значением выражения “показать язык” ‘продемонстрировать его врачу’ и визуальным образом, где язык уже отделен от пациента и представлен в виде изображения, которое и требуется показать доктору, создает комический эффект. Это помогает автору статьи сформировать априорно скептическое отношение читателя к описываемым в статье методам экспресс-диагностики, для которых как раз характерна подмена содержательного обследования различными фикциями. Таким образом, высунутый язык оказывается в числе эффективных инструментов формирования общественного мнения.

Телевидение с его многочисленными ток- и реалити-шоу, программами, основанными на репортажах в прямом эфире, является ценным источником информации о современных употреблениях высунутого языка. Конечно, в передачах с участием “серьезных” политиков, бизнесменов или научных деятелей, особенно если это предварительно записанные и отредактированные интервью, вероятность попадания на телеэкран этого жеста крайне невелика — кроме случаев, когда это совпадает с замыслом создателей передачи и должно выделить и подчеркнуть особенности характера или имиджа ее участников. Зато в различных шоу-программах и интервью, транслирующихся в прямом эфире, можно увидеть самые различные варианты высовывания языка, как намеренные, преследующие определенную цель, так и спонтанные, связанные с испытываемыми участниками эмоциями.

Евгений Евтушенко исполняет обязательный ритуал телепередачи “Сто вопросов взрослому” — показывает всем язык (ТВЦ. 2008. 18 января)

Намеренная демонстрация высунутого языка характерна для широкого круга деятелей шоубизнеса, а также обслуживающей их интересы “массмедийной тусовки”. Можно сказать, что для некоторых персонажей “Комеди Клаб” (телеканал ТНТ) или “Бла-бла шоу” (РЕН ТВ) этот жест является своеобразным “фирменным знаком” с очень широким спектром значений: от фиглярства и шутовства до выражения озадаченности и недоумения. Поскольку герои подобных передач ориентированы на изображение комического, можно утверждать, что эти употребления продолжают традиции европейской комедии (от Аристофана до театра дель-арто), которая активно использовала этот жест, транслируя его, в частности, при помощи специальных масок. Для современного лицедея (забудем о Полунине!) маска — большая редкость. Поэтому он использует доступные ему пластические средства, в первую очередь — “язык тела”. Если понаблюдать за ведущими и участниками молодежных программ на “МузТВ”, “ТНТ” или “РЕН ТВ”, можно убедиться, что различные манипуляции высунутым языком являются очень убедительным и “органичным” средством выражения многих эмоций. Этим жестом передается чувство волнения, растерянности, страха, эйфории, восторга (“Вау!”), удовлетворения и безмятежности (“Класс!”), оторванности и эпатажа (“fuck you!”), желания и сладострастия. Вертящиеся в бешеной пляске полуголые персонажи, сладострастно облизывающиеся прямо в глазок телекамеры в полной мере отражают эту сферу современного функционирования высунутого языка. Именно эти контексты наиболее убедительно свидетельствуют о символической связи высовывания языка с обнажением. При том что обнажение (наряду с нагнетанием темы насилия на телеэкране) является одним из наиболее ожесточенно осуждаемых общественностью предметов в современном телевидении. Высунутый язык дополняет культивируемое современным телевидением “сбрасывание внешних покровов” наглядным “выворачиванием наружу нутра”, того, что обычно тщательно скрыто от посторонних взглядов. Не будем забывать, что это дополняется различными “душевными откровениями”, рассказами об интимных подробностях жизни, а порой — например, а различных реалити-шоу типа “Дом-2” — и намеренной публичной демонстрацией своих личных тайн и секретов. Тем самым, высунутый язык парадоксальным образом оказывается емким и лаконичным символом, выражающим концептуальную сущность важнейших тенденций и приоритетов, характерных для современного телевидения.

«Oooo Face»: странное выражение лица с фото 1950-х годов ( 19 фото )

Сегодня, в эпоху селфи, когда каждый знает про свою «рабочую сторону», а девушки-селфистки делают «утиные губки», «oooo Face» может показаться чем-то очень странным. Но в 50-е годы такое выражение лица было своего рода трендом и встречалось на снимках очень часто.
Давайте посмотрим на подборку фотографий и рекламных принтов середины прошлого века, и попробуем понять, что же это было.


Если вы видели старые рекламные объявления 1950-х годов, то точно знаете, что такое «Oooo Face».

Кажется, каждая женщина делала особое выражение, располагая губы для образования длинного «ооо» звука. У моделей была красная помада на губах и ошарашенные глаза.

Удивленные женские лица украшали рекламные объявления, постеры, обложки альбомов и календари.

Женщины выпячивали губы повсюду: обложки альбомов и романов, пин-ап, обложки журналов, постеры фильмов.

Возможно это было связано с тем, как раньше изображался образ женщин: милых дурочек. Давайте посмотрим правде в глаза — это не выражение лица с большим интеллектом и внутренней силой.

Это после похмелья или момент для поцелуя?

Из иллюстраций книги «Хорошее домашнее хозяйство».

«Oooo Face» был повсюду.
А здесь это зачем? Или что-то с ней происходит за кадром?
Три цвета постельных принадлежностей, но только одна девушка делает «Oooo Face». Кажется, вас заинтересовало, что происходит под этим одеялом?

Странные и смешные выражения лица фото

Всем привет! Наверняка у каждого из вас есть смешные и странные фотографии, ведь далеко не всегда получается выглядеть на фото именно так, как этого хочется. К тому же, нередко вспышка фотоаппарата фиксирует нас в процессе движения или забавного действия, и такого выражения лица не ожидаете увидеть даже вы сами. Такая вот интересная особенность возникает при остановке и фиксации кадра. Куда уж далеко ходить, элементарные фотки на документы порой вызывают улыбку, хотя мы готовимся к этому моменту и стараемся выглядеть достаточно прилично.

Ну а сегодня мы посмотрим наиболее странные и смешные фото, где у людей возникают уморительные выражения лица. И каждый при желании и наличии камеры сможет так же поймать момент и запечатлеть ничуть не худшие ситуации. Тут уж дело случая, кому-то везет с подобными ситуациями, у кого-то не выпадают счастливые случаи. Но, если задаться целью поймать в объектив камеры что-нибудь прикольное, то положительный результат непременно появится. Итак, смотрим забавные картинки и улыбаемся от увлекательного зрелища.

9 фраз, быстро сбивающих спесь с высокомерного человека

9 фраз, быстро сбивающих спесь с высокомерного человека.Ваш ответ высокомерному человеку является отражением вашей порядочности, вашей способности постоять за себя. Вы их обязательно узнаете, когда увидите. Это надменные люди с высокомерным отношением к окружающим могут легко испортить ваш день, если, конечно, вы не вооружены одним или более из этих 9 ответов.

Высокомерный человек почему-то уверен, что он чем-то превосходит вас, хотя, на самом деле, мы все равные люди, и разница между нами совсем незначительна. То как вы реагируете на этих людей, когда сталкиваетесь с ними, может повлиять на ваше настроение. Ваш ответ высокомерному человеку является отражением вашей порядочности, вашей способности постоять за себя.

9 фраз, быстро сбивающих спесь с высокомерного человека:

Высокомерные люди обладают общими чертами характерами с людьми, страдающими нарциссическим расстройством личности в соответствии с диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам 4-го издания, используемое для диагностики психологическим проблем:

— Считают, что они являются особенными и уникальными, поэтому их могут понять лишь люди, обладающие специальным или высоким статусом, с которыми они только и должны общаться.

-Требуют чрезмерного восхищения своей личностью.

— Пребывают в необоснованной уверенности в том, что все должно случаться именно так как они желают или предполагают.
— Осуществляют межличностную эксплуатацию, то есть используют других для достижения своих собственных целей.

Что мужчина хочет от женщины (но редко когда просит)

— Им не хватает эмпатии: то есть они неспособны распознавать или идентифицировать чувства и потребности других людей.
— Демонстрируют заносчивость своим высокомерным поведением или отношением.

1. — Что заставляет вас так думать?

Эта фраза предназначена помочь высокомерному человеку понять, что он находится в плену стереотипов, что он просто все обобщает, в результате чего он перестанет говорить подобным образом. Мы надеемся, что такие люди смогут осознать, что они говорят плохие вещи. И после того, как на это укажут им, они перестанут высказывать такие мысли.

2. — Ой-ой-ой!

Если они задевают чьи-то чувства, будь они ваши или чужие, называйте это так, как вы это видите. Речь идет об обидных выражениях, которые используются высокомерным человеком. И это восклицание поможет им осознать тот вред, который они причиняют.

3. — Вы знаете, моя мама тоже…

Высокомерный человек с большой вероятностью выделяет группы людей по расовому признаку, сексуальной ориентации, полученному образованию и т.д., что позволяет ему высказать свои негативные стереотипы. Все дело в том, что унижая других, высокомерный человек пытается возвысить себя по сравнению с ними.

Что вы увидели на картинке первым? Точность теста просто поражает!

Вы можете быстро остановить негативные разговоры, намекнув на то, что один из ваших близких людей также входит в ту группу, которую пытается высмеять высокомерный человек. Таким образом вы дадите ему понять, что такие пересуды оскорбительны для вас лично и вы не собираетесь мириться с несправедливым злословием. Скорее всего, после этого грубиян извиниться, что станет для него лучшим выходом из ситуации.

4. — Знаете ли вы, что есть и другие точки зрения?

Вы и все остальные имеют право на собственное мнение. Но высокомерные люди должны понимать, что их негативные комментарии не должны касаться других людей.

5. — Скажите мне еще раз, чем вы лучше его?

Высокомерные люди считают себя лучше других. Поэтому попросите их объяснить, почему мы должны к этим другим людям относиться по-другому. На это он может дать достаточно интересные ответы, но, скорее всего, он начнет просто извиваться. И вы поставите его в совсем неудобное положение, если скажите, что он не выше других людей.

6. — Я был бы признателен, если бы это были последние слова, которые вы сказали на эту тему.

Закончите эту болтовню высокомерного человека так же грубо, как он ее начал сам. Эта фраза позволит положить конец его злословию. Но, опять же, надменный человек, привык слышать только себя. Поэтому вам придется это сказать наиболее доходчивым для него образом.

7. — Замолчите уже, наконец.

Самый простой способ закончить разговор с высокомерным человеком — это просто уйти. И самое лучшее, если напоследок вы скажите какую-нибудь достаточно резкую фразу, которая заставит его задуматься. Но вполне возможно, что у вас не получится повлиять на наглого человека даже таким образом. Они о себе слишком высокого мнения, несмотря на все доказательства их подлости.

8. — Я уверен, вы не хотели, чтобы это прозвучало так высокомерно, да?

Эта фраза заключает в себе добрые намерения, даже если вы совсем не уверены, что человек настроен таковым образом. Эта формулировка фактически дает шанс высокомерному человеку исправиться, так как он сможет ответить, что на самом деле не хотел показаться грубым. Так же она даст понять, что вы отказываетесь поддерживать его игру по принижению других.

Высокомерие — порок, к которому в нашем обществе весьма снисходительное отношение. И напрасно. Высокомерие — это один из самых губительных недостатков, потому что он в какой-то мере порождает и остальные пороки. К примеру, если человек имеет привычку гневаться или просто у него есть какие-то зависимости, это, конечно, ухудшает качество его жизни, но он вполне способен быть и приятным собеседником, и хорошим другом, и исполнительным подчинённым, и хорошим начальником, чего нельзя сказать о тех, чьи сердца поражены такой болезнью, как высокомерие. Высокомерный человек не способен критически оценивать своё состояние и самого себя в целом — вот в этом самая главная проблема. Такой человек априори считает себя лучше, умнее, успешнее других. А часто вообще считает, что окружающие просто хуже его без всяких на то конкретных причин. Просто все вокруг недостойные. И это очень опасная позиция, так как она лишает человека критического взгляда на мир и здравомыслия в целом.

В современном обществе широко распространён такой порок, как гнев. Зачастую люди даже считают гневливое поведение нормой, ведь если что-то идёт не так, как мы задумали, или кто-то ущемляет наши интересы, то гневаться в такой ситуации якобы вполне естественно. Однако в большинстве случаев люди всё же могут отследить пагубность гневливого поведения. И если у человека есть такой порок, то часто можно видеть, что после вспышки гнева у него наступает раскаяние, человек даже может попросить прощения и, возможно, даже приложит усилия, чтобы измениться. Таким образом, несмотря на то, что у человека есть недостаток, он осознаёт его наличие и в ряде случаев даже пытается с ним бороться. А вот с высокомерием дело совсем скверное.

Мало того, что такой человек, мягко говоря, «не подарок» и общение с ним, зачастую, просто в тягость, так у него ещё и нет критического отношения к своему состоянию. То есть он не видит своего недостатка. А если же ему начинают говорить что-нибудь на тему «короны на голове» — это, напротив, только укореняет такого человека в мысли, что кругом все недостойные люди, которые даже не способны его понять. И что вообще, дескать, с ними неразумными разговаривать. И такая позиция только ещё больше усугубляет и без того натянутые отношения с окружающими. Ведь кому приятно общаться с человеком, который не видит вокруг ничего, кроме своей персоны, а всех остальных считает лишь недостойными и неразумными людьми, которые только мешают ему своим непониманием.

Откуда берётся и в чём проявляется высокомерие

Как ни странно, но высокомерие часто происходит из-за заниженной самооценки. Именно так. Человек, имея некие комплексы и убеждения в том, что он неполноценен, подсознательно включает «защитную реакцию», и маятник летит в противоположную сторону — человек «надевает корону» и начинает считать себя исключительным, а все свои неудачи списывает на то, что он окружён недостойными людьми, которые как раз и мешают ему реализовать все свои возможности и таланты. Такой человек на глубоком подсознательном уровне завидует успешным людям, которые достигли того, чего он достичь не может. И эта зависть приводит человека к тому, что он начинает оправдывать свои неудачи просто тем, что мир вокруг несовершенен и люди вокруг тоже. И такая зависть с высокомерием приводит, как правило, к одиночеству.

Потому что общаться с человеком, который только себя одного считает умным и красивым, а всех кругом ничтожествами, никому неприятно. И печально то, что одиночество такого человека только ещё больше укореняет его в убеждении, что он особенный, «не от мира сего» и так далее. Он начинает размышлять на тему того, что «гениев всегда отвергали», «талантливых людей не признавали современники». Человек погружается в свои фантазии о собственной исключительности, талантливости, совершенстве, а в особо тяжёлых случаях — богоизбранности и так далее (это даже может привести к психическим расстройствам по типу мании величия).

Но даже если высокомерие проявляется на бытовом уровне, это тоже приводит к конфликтам с окружающими. И рано или поздно такой человек неизбежно оказывается «в пустоте» — прежние друзья и знакомые постепенно отсеиваются, а новых тоже не появляется, потому что такая личность мгновенно отталкивает всех своим поведением. Хотя зачастую такие люди приобретают навык «надевания маски», играя роль добродетельного и миролюбивого. Но это всё очень зыбко — как только кто-либо усомнится в положительных качествах высокомерного человека и в его «особом статусе» относительно остальных, маска тут же будет сброшена, человек покажет своё истинное лицо и всё встанет на свои места.

Высокомерие: синонимы и антонимы

Наиболее точный синоним, отражающий суть высокомерия, — гордыня. Важно разделять понятия «гордость» (чувство собственного достоинства) и «гордыня» (когда человек ставит себя выше других, считая, что он по каким-то признакам превосходит окружающих). Такие хорошие русские слова, как «надменность» и «спесь» также отражают суть высокомерия. Самым ярким антонимом высокомерия, пожалуй, можно считать слово «смирение». И смирение — это самое эффективное противоядие от высокомерия.

Значение слова «высокомерие»

Высокомерие — «высокая мера». То есть в этом слове речь идёт о том, что человек предъявляет высокие требования к окружающим — высоко их «меряет». И в этом базовая ошибка. Разумный человек старается предъявлять высокие требования к себе — и именно такая позиция ведёт его к совершенству. А высокомерный человек себя уже считает совершенным (хотя чаще всего до совершенства там ещё очень далеко), а вот ко всем другим предъявляет требования, желая видеть вокруг только совершенных людей. Таких же, каким он считает себя.

Признаки высокомерия

Что значит высокомерие? Каковы же признаки высокомерия? Высокомерного человека, в прямом смысле, выдаёт «корона» у него на голове. Такие люди очень ревностно относятся к своей репутации, часто переживают о том, что о них думают другие люди, хотя при этом демонстративно наплевательски относятся к чужому мнению. В речи таких людей очень часто можно слышать осуждение других даже за самые мелкие недостатки и проступки. Об окружающих такие люди часто отзываются либо негативно, либо презрительно или, в лучшем случае, просто снисходительно, по принципу «да что с них взять».

В речи такого человека часто прослеживается такая позиция: «Я всегда всё делаю правильно, всегда во всём прав, а если у меня что-то не получается, то в этом виноваты окружающие, потому что в силу своего несовершенства всё портят». И с такой философией высокомерный человек, как с красным знаменем, идёт по жизни, отталкивая от себя людей своим поведением и высокомерным отношением. Надменное высокомерие практически всегда приводит к тому, что человек в итоге оказывается в одиночестве. Потому что ни общаться с ним, ни иметь какие-то общие дела — будь то хобби, бизнес, отдых — попросту невозможно.

Как избавиться от высокомерия

Как уже сказано выше, проблема высокомерия в том, что человек чаще всего не имеет критического восприятия действительности и собственной личности. Высокомерные люди, можно сказать, живут в эдаком своём собственном маленьком мирке, где сам человек является центром Вселенной, а всё, что происходит вокруг, имеет к нему прямое отношение. Все люди у такого человека делятся на две категории: тех, кто признаёт его исключительность и совершенство (такие люди попадают в разряд «друзей»), и тех, кто не признаёт и не замечает достоинств и хороших качеств такого человека, которые — по его сугубо субъективному мнению — у него якобы есть (такие люди попадают в разряд «врагов»).

И вот так, разделив этот мир на «друзей» и «врагов» (причём первых с каждым днём становится всё меньше, а круг вторых всё время расширяется), человек начинает всё дальше погружаться в свои иллюзии, где он вершина совершенства, а все вокруг ничтожные, жалкие люди, которые ничего не понимают. И чем дольше он следует подобной парадигме, тем только ухудшается его состояние и тем более толстая пелена ложится на его глаза, а реальность становится для него «королевством кривых зеркал».

Как же избавиться от высокомерия? Для начала следует попытаться отследить у себя все признаки «заболевания». Понаблюдайте над собой, попробуйте абстрагироваться от своих переживаний и стойких убеждений. Если вы начинаете замечать, что все ваши разговоры сводятся к тому, что все кругом заблуждаются или ведут себя неправильно, а вы всегда во всех ситуациях правы, — это повод задуматься о том, что, возможно, вы высокомерный человек. Если вы наблюдаете, что с пренебрежением относитесь к окружающим, считаете себя лучше других и постоянно осуждаете людей, значит, высокомерие стало вашим качеством и с этим что-то нужно делать. И лучший способ избавиться от этого недостатка — это взращивать в себе смирение. Завышенная самооценка ничуть не лучше самооценки заниженной, это всего лишь «обратная сторона медали».

Есть мнение, что завышенная самооценка — это практически всегда последствия заниженной самооценки и просто является защитным механизмом психики. Так что высокомерие чаще всего происходит из-за неуверенности в себе, которая скрыта глубоко в подсознании, убеждённости в своей неполноценности и других комплексах. И вот именно с этим нужно работать. Постарайтесь проанализировать своё детство, всю свою прошлую жизнь — когда возникло высокомерное отношение к людям и как оно развивалось. Скорее всего, вы отметите, что какой-то период жизни у вас, напротив, была заниженная самооценка и вы считали, что вы в чём-то хуже других, у вас ничего не получается и так далее. А потом маятник качнулся в другую сторону, и психика стала работать в другом направлении — началось осуждение других и мысли о том, что они в чём-то хуже, чем вы. И то и другое состояние одинаково болезненно и приводит к социальной дезадаптации.

Чтобы справиться с высокомерием, необходимо проработать свои глубинные комплексы и проблемы. Решить это просто на уровне сознания, скорее всего, не получится. Нужно работать с подсознанием. Для этого максимально эффективной будет медитация. Также можно посоветовать пройти практику випассаны, десятидневного погружения в себя и свой внутренний мир. Как показывает опыт многих практиков, випассана позволяет лучше познакомиться со своим внутренним миром и не только понять причины проблем, но и максимально быстро и эффективно их устранить.

Тест на высокомерие

Существует 12 признаков высокомерия, наличие которых может свидетельствовать о том, что, возможно, у вас присутствует высокомерие:

  1. Нежелание задавать вопросы. Высокомерный человек считает, что знает всё, что ему нужно, и он априори умнее других.
  2. Также признаком высокомерия является нежелание задавать вопросы о Пути, по которому идёт человек. Высокомерный человек считает, что он уже сам знает, как ему будет лучше.
  3. Невосприятие критики. Высокомерный человек считает себя совершенным и любую критику воспринимает как необоснованную.
  4. В разговоре высокомерный человек всегда говорит и слушает при этом только себя. Ему неинтересна точка зрения его собеседника, ведь собеседник уже, по умолчанию, заблуждается.
  5. Постоянные попытки поучать кого-либо также являются признаком высокомерия. Человек считает, что прав только он, а все кругом заблуждаются и надо срочно «наставить их на путь истинный».
  6. Любовь к похвале. Высокомерный человек обожает, когда его хвалят. Ведь это всегда заслуженно.
  7. Невосприятие неудобной правды. Если высокомерному человеку говорят правду, которая ущемляет его интересы, он будет отвергать любые аргументы.
  8. Высокомерный человек считает себя умнее других. Он думает, что все кругом совершают ошибки. Все, кроме него самого.
  9. Жажда власти и получение удовольствия от управления, а чаще — от унижения и доминирования над другими.
  10. Как ни странно, подхалимство — один из признаков высокомерия. Человек, желая создать для себя комфортные условия, стремится понравиться вышестоящему, чтобы обрести ещё больше власти и влияния.
  11. Постоянные разговоры о недостатках других. И постоянные унижения и оскорбления других людей на этой почве.
  12. Непризнание собственных ошибок. Неумение извиняться и раскаиваться.

Пословицы о высокомерии

Пагубность высокомерия широко отражена в народных пословицах и поговорках:

  • гроша не стоит, а выглядит рублём;
  • не задирай нос, а то упадёшь;
  • высоко взлетел, а сел в курятник;
  • мнениями высок, да делами низок;
  • высоко летает, да где-то сядет;
  • на овчине сидит, а про соболя сказывает;
  • всякая мокрица хочет летать, как птица.

Проблема высокомерия — бич современности

В нашем обществе проблема высокомерного отношения к окружающим сильно развита. И всё это чаще всего происходит из детства. Родители допускают в воспитании ребёнка две крайности. Первая: ребёнку внушают, что он особенный, избранный, не такой как все, что он лучше других, что кругом одни неудачники и плебеи. Вторая: ребёнку внушают, что он ничтожество, ни на что не способен, неудачник, лентяй и, вообще, не обладает никакими талантами и хорошими качествами. И обе эти крайности в воспитании приводят во взрослой жизни к высокомерию.

Понятно, что если ребёнка растить, как принца (в плохом контексте этого понятия), то он и во взрослой жизни будет считать, что ему все должны. Однако если впасть в другую крайность и постоянно внушать ребёнку, что он ничтожество, то сработает защитный механизм психики и ребёнок сам начнёт себе внушать, что родители ошибаются и на самом деле он самый талантливый и успешный. И только нахождение золотой середины в вопросе воспитания может дать достойный результат и вырастить человека, который не будет ни принижать себя, ни возвышать.

Очень сложно порой бывает найти золотую середину. В разных методиках воспитания есть такая концепция, что до пяти лет ребёнок должен «воспитываться, как бог», то есть ему всё позволяют и ни в чём не ограничивают. Это позволяет избежать появления в психике различных комплексов и страхов. А после пяти лет ребёнка, наоборот, помещают в аскетичные (в разумных пределах) условия, чтобы он понял определённые границы, через которые переходить нельзя. Но вместе с тем, чтобы действовал не из страха, а с пониманием, почему так или иначе поступать нельзя.

Это, разумеется, всего лишь версия и одна из методик воспитания, и насколько она актуальна и безопасна — вопрос остаётся открытым, но методика весьма любопытная. В любом случае, любое чрезмерное подавление ребёнка, как и вседозволенность, ведут к плачевным результатам. Поэтому остаётся порекомендовать придерживаться золотой середины, не впадать в крайности и соблюдать здравомыслие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *