Молоко в Индии

«Страна контрастов»: бывают ли в Индии гамбургеры с говядиной?

07:00, 03.06.2018 Сюжет: Страна контрастов

Коровий дискурс — от говядины к Говинде

Фото: Ананта Вриндаван

Индия всегда притягивала внимание нашего человека, и нередко это внимание оборачивается симпатией к «стране контрастов». Постоянный автор «Реального времени» Наталия Федорова рассказывает о своем опыте знакомства с культурой и обычаями этой страны. Сегодня вашему вниманию — первая часть ее заметок, посвященная священному животному индусов.

«Что, будешь поклоняться священной корове?»

Пожалуй, это первое, что говорили мои родственники, когда узнавали, что я интересуюсь культурой Индии и собираюсь там пожить какое-то время. И правда, идея о какой-то священной корове кажется смешной и наивной тем, кто, как и я, был воспитан в городе и воспринимает корову не иначе как миролюбивое животное, источник молока и мяса. Ну или таким добрым героем мультфильмов в белом чепчике и фартуке. Чему же здесь поклоняться?

Когда я изучала историю Индии, меня удивил тот факт, что в 1914—1917 годах, когда индийские деревни поразила засуха и индийцы умирали от голода, их традиции и гордость не позволяли им даже подумать о своем многочисленном скоте как о пище. Тогда мясо в Индии могли есть только люди низших сословий, причем дозволялось им только мясо диких животных. И до сих пор в некоторых районах Индии не разрешается публично продавать говядину.

В популярных закусочных в Индии продаются гамбургеры, но мясо там — курятина или баранина. Религиозные индусы, каковых в стране немало, никогда не будут есть говядину. В прежнее время благочестивые индийцы отказывались от животной пищи вовсе, но сейчас, как рассказала мне моя подруга, вышедшая замуж за индуса и живущая долгое время в этой стране, они едят рыбу и курицу, правда, нечасто, например раз в неделю.

Однако жителями Индии являются не только люди, придерживающихся традиций индуизма, запрещающего убийство коров, но и мусульмане, которым их религия, как известно, разрешает употреблять в пищу говядину. И под влиянием западных идей индийцы постепенно все менее строго придерживаются своих правил. И, к слову, Индия сегодня на третьем месте по экспорту говядины в мире.

Коровы, гуляющие по дорогам

В небольших индийских городках, которые я посещала, а также на окраинах городов побольше коровы, гуляющие по дорогам, — это обычное явление. Машины, велосипеды и мотоциклы вынуждены безропотно объезжать их, а пешеходы — обходить. Это могут быть как молодые телочки или телята, шеи которых обвязаны цветными ленточками или увешаны колокольчиками, так и взрослые и даже старые коровы. Можно просто подойти и погладить корову, и она посмотрит на тебя своими большими темными влажными глазами. Причем в Индии распространены коровы белого окраса, на тонких изящных ногах, с небольшим покатым горбом и некрупным телосложением. Здесь не выращивают мясистые и грузные породы, которые принято разводить в России.

А можно даже покормить корову, купив у уличного торговца задешево связку бананов. В святых местах местные жители даже зарабатывают тем, что продают со своих телег пучки свежескошенной травы, которые паломники могут предложить гуляющим по тротуарам коровам.

Однако сейчас я нарисовала вам картину глазами сентиментального путешественника. Правда же состоит в том, что все эти гуляющие по дорогам коровы — в основном бездомны. Они раньше принадлежали беднякам, которые не смогли их содержать, возможно, они уже состарились и не могут давать молоко, или же это быки, на пищу для которых у хозяев нет денег. Так что это — коровы-бомжи. Справедливости ради надо сказать, что сердобольные индусы иногда кормят бездомных скитающихся по улицам коров, когда те подходят к их домам, они выносят какую-то еду и не прогоняют их.

И хотя это забота, она, конечно, недостаточная. Многие коровы очень худые, они лежат на дорогах или в тени деревьев и питаются они не только травой и листьями, но и, к сожалению, пакетами и другим пластиковым мусором, который здесь в большом количестве разбросан повсюду. Нередки случаи, когда, наевшись пакетов, коровы умирают. Кроме того, их все чаще сбивают на скоростных шоссе. И есть еще один печальный факт: если раньше индус ни за что не продал бы свою корову на убой, даже умирая с голоду, сегодня нравы таковы, что бедняки нередко продают своих коров мусульманам, которые пускают их на мясо и кожу.

Почему коров почитают?

Я рассказала вам о проявлениях уже деградирующей индийской культуры, однако сама по себе философия почитания коров очень глубока и заслуживает внимания. И свой рассказ о ней я начну не из Индии, а из российской глубинки, из старой полузаброшенной деревни на берегу реки Камы, где доживает свой век 90-летняя Любовь Федоровна Крылова. Мне довелось общаться с ней в течение многих часов, когда я собирала воспоминания старожилов. Любовь Федоровна всю жизнь проработала дояркой в колхозе. Вот ее слова: «Состарилась моя корова Милка, повезли ее в заготконтору, на тележку погрузили. Я и сейчас не могу вспоминать. Я ее привязала. А она на меня оглянулась, да давай мне руки лизать да мычать. Кормилица. Мы же молоко ее пьем. Я не могу. Они как люди, эти коровы. Я коровье мясо есть не могу из-за этого. Никак не могу говядину есть. Они как люди. Вот у всех характеры какие-то. Я дояркой работала. Привяжешь 16 голов. Которая больно умница, а которая бесстыжая. Она свое съест и рядом полезет. А хозяйка-то обернется да жалуется: му-у-у. Дескать, она у меня съест все. Ну как сочесть? Как люди прямо, я не могу».

Кормилицы, матушки — такими словами русские крестьянки называли своих коров. И каждый индус, не отступивший от своих традиций, может понять Любовь Федоровну. В Индии корову так и называют — гомата («го» — корова, «мата» — мать). О том, что корова является священным животным, сообщают многие богооткровенные писания. Например, в них говорится, что у человека всего семь матерей — та, что его родила; та, что кормила его своим молоком; жена духовного учителя; жена священника; жена царя; мать-земля и мать-корова. Та, что вскормила нас своим молоком, является нашей матерью. Поэтому если мы пьем грудное молоко коровы, то она наша мать.

У любви индусов к коровам есть еще одна важная причина. В Индии сильна традиция поклонения полубогам — представителям различных сил природы, богу ветра, богу огня и так далее. Над всеми этими полубогами стоит Верховный Бог, личность, у которого много имен, и среди них главные Кришна и Говинда. Говинда переводится как «тот, кто любит и защищает коров». Писания содержат историю о том, что однажды Бог родился в этом материальном мире в обычной деревне как очаровательный мальчик, он вместе с другими мальчиками пас телят, играл на флейте и лакомился маслом, йогуртом, сандешем и другими вкусностями, сделанными из молока. Его особым расположением пользовались коровы. В писаниях говорится, что в духовном мире Господь точно так же забавляется со своими друзьями, окруженный коровами, которых там называют Сурабхи, потому что у них неистощимые запасы молока, льющегося из их вымени от сильной материнской любви к Говинде.

Культура поклонения этому образу Господа очень сильна в Индии, и в различных древних храмах вы можете видеть изображения счастливых коров вокруг танцующего и играющего на флейте прекрасного пастушка с кожей голубоватого цвета.

Есть ли у коров душа?

Большинство из нас, наверное, никогда не задавались этим вопросом. Я тоже прежде не думала об этом. Традиционные для нашей местности религии содержат заповеди о запрете на убийство, но трактуется это именно как запрет на убийство человека. А так как, согласно авраамическим религиям, животные лишены души, они предназначены в пищу людям. Однако ведическая философия утверждает, что каждое живое существо — в том числе муравей, слон, бактерия и корова — это душа, воплощенная в определенном теле в соответствии с поступками, которые она совершала в своей прошлой жизни. Перефразируя известную песню Высоцкого, если живое существо имеет наклонности к свинской жизни, то оно родится свиньей. И чем выше на эволюционной лестнице находится живое существо, то есть чем более развито в нем сознание, тем более греховно будет лишить его жизни. Поэтому есть большая разница между тем, чтобы сорвать и съесть лист салата (который тоже является живым существом), и тем, чтобы убить животное, не говоря уже о человеке. Поэтому убийство коровы считается тяжелым грехом и приравнивается к убийству матери.

Навоз и коровья моча

А теперь поговорим об экономике. В прежние времена богатство исчислялось не по количеству мифических цифр на банковском счете, а по тому, сколько у человека коров и зерна. Именно это было показателем процветания и стабильности общества не только в Индии, но и в других традиционных культурах во многих странах мира.

Писания Индии, которые дошли до наших дней, содержат не только духовные наставления, но и вполне практическое руководство о том, как процветать экономически. Большое внимание в них уделяется коровам. Там говорится, что все пять веществ, которые исходят от коровы, являются чистыми и могут применяться как в кулинарии, так и в медицине. Речь идет о молоке, скисшем молоке (йогурте), топленом масле, навозе и моче.

Навозом можно не только удобрять почву. Навозные лепешки, которые и сегодня сушат на стенах своих домов, стволах деревьев и заборах сельские жители, могут быть использованы при уборке дома. Научно доказано, что навоз обладает антисептическим свойством. Навозом в домах смазываются стены, чтобы не было так жарко летом — он хорошо удерживает прохладу и после высыхания практически не имеет запаха. Также навоз используется для топки печки. Я как-то спросила бабушку, как они в деревне до изобретения фумигаторов и тем более до проведения электричества избавлялись от комаров. Она сказала, что по вечерам они зажигали навозную лепешку, клали ее в железное ведро и ставили посреди избы. От дыма улетали не только комары, но и, как считалось, нечистые духи. Также навоз добавляют в аюрведические средства, лекарства и косметику.

Моча коровы тоже является лекарственным средством. Аюрведические фирмы продают чистую мочу коровы для излечения различных расстройств организма и добавляют ее во многие составы. В Индии есть огромные предприятия, которые разбогатели именно за счет продажи средств на основе продуктов коровы, например, «Патанджали» и «Говардхан».

Раньше люди знали эти секреты, поэтому корова, переставая давать молоко из-за старости или отела, не становилась обузой — не только в этическом, но и в экономическом смысле. То же самое относится и к быкам. Как я уже упоминала, быки используются в сельском хозяйстве до сих пор: на них пашут землю, перевозят грузы, существует система полива, основанная на бычьей силе.

О пользе молока

Священные писания Индии в противовес новомодным теориям о вреде молока рекомендуют пить молоко каждый день. В традиции индусов — пить подслащенное горячее молоко со специями по утрам и вечерам. Жизнеописания святых говорят о том, что многие отшельники и аскеты употребляли в пищу только молоко, поскольку аюрведа утверждает, что молоко содержит все необходимые для здоровой жизни элементы. При этом оно очищает наш разум и способствует нашему духовному развитию.

Индию называют страной коров. Однако современная ситуация такова, что найти в Индии хорошее коровье молоко очень трудно. Пакетное молоко в магазинах — это в основном смесь буйволиного молока с молоком коровы и еще непонятными добавками. Индусы используют его лишь для того, чтобы добавить в чай. И любовь к чаю, привитая англичанами, сегодня так сильна, что многие местные жители просто отказываются от молока. Те же, кто хотят его пить, ищут молочника, который доставляет им молоко от своих коров. Но ручаться за хорошее качество этого молока тоже не приходится — зачастую его также разбавляют. Да и коровы, которых отпускают ходить по улицам и есть все подряд, вряд ли могут дать молоко, полезное для здоровья.

Наталия Федорова, фото Ананты Вриндавана и Индрадьюмны Свами Общество

Традиционно в Индии корова считается священным животным. Вопреки ошибочному мнению, в Индии корова не почитается за божество, но будучи кормилицей на протяжении веков, корова глубоко уважаема индусами. До появления Буддизма, в Индии не было запрета на употребление говядины. С привнесением учения о не причинении вреда живым существам и расцветом буддизма, Индия естественным образом отказалась от употребления мясной пищи.
В Индии живут не только индусы, хотя их большинство, но и мусульмане и христиане. Для мусульман нет запрета на говядину, а есть запрет на свинину, однако совсем по другими причинам. Авраамовы религии считают свинью не чистым животным, так как свинья ест всё без разбора, и поэтому не пригодна для пищи человека.
С 2005 года убийство коров стало анти-конституционным во многих штатах Индии. Это повело за собой нескончаемые по сей день дебаты, споры и даже пролитие крови, и вовсе не коровьей. Уже есть несколько случаев убийств активистов выступающих против убиения коров, а также не мало случаев убийств людей, лишь подозреваемых в употреблении в пищу коровьего мяса. В штатах Индии которые установили запрет на убийство коров, выдаются большие штрафы не только за убийство, но и продажу и даже употребление коровьего мяса.

Закрытие коровьих ферм повело за собой потерю работы для нижних социальных слоёв населения. Во многих штатах существуют десятки тысяч нелегальных коровьих ферм, не смотря на запрет. Индия стоит на первом месте в мире по экспорту говядины, но экспортируется не коровье мясо, а мясо водных буйволов. Водные буйволы в индуизме не считаются «святыми».
Не смотря на запрет на убийство коров, коровы экспортируются в другие страны, и сложно проследить, что именно с ними происходит за пределами Индии.
От традиции к модернизму
Традиционно во многих культурах корова будучи домашним животным считалась кормилицей. Не только молочные продукты идут в обиход, но и коровьи экскременты. Из коровьей мочи и помёта делают лекарства, удобрения, и даже материал для облицовки жилых помещений. Быки и телята традиционно служили незаменимой рабочей силой на полях. Быки могут долго и упорно трудиться, помогая людям вспахивать поля. Теперь место быков по всему миру заменили и вытеснили комбайны, также как автомобили вытеснили лошадей. Технологический процесс захватил и Индию. Возник вопрос: «Что делать с телятами и быками?» Этот вопрос стоит подоплёкой в дебате на тему запрета убийства коров, так как ищущие выгоду, хотят продавать выгодное коровье мясо.
За и против убийства коров
Выступающие за употребление говядины обосновывают свои убеждения на том, что у человека должно быть право выбора, и что государство не может «влезать к нему в тарелку». Также, экспорт говядины приносит стране огромную прибыль. Не смотря на то, что 4 из шести самых больших экспортирующих бизоновых ферм в Индии, индусские (а не мусульманские), считается, что запрет на говядину не уважает права мусульман, для которых нет запрета на говядину. Стоит также отметить, что не мало индусов также употребляют мясную пищу.
Выступающие против убийств коров, говорят, что традиционно корова в Индии считается священным животным. Они утверждают, что демократия не должна приравниваться к беззаконию, и не учитывать культурное прошлое жителей страны. На вопрос о неуважении прав выбора человека, они возражают, что у животных тоже есть права.
Некоторые из них не противостоят употреблению мяса буйволов, а некоторые считают, что никаких животных не нужно убивать. Не всё должно обуславливаться экономической выгодой, говорят защитники животных. «Если сегодня станет модным экспортировать проституцию и наркотики, мы тоже пойдём в этом направлении?»

(Скульптура коровы 2 века до нашей эры).
Бедная корова встала в центре теперь не только религиозных, но и экономических и политических споров.
Джайны отказываются от молочных продуктов
Многие последователи религиозного движения джайнизма, продвигающее идею о не нанесении вреда никаким живым существам, не смотря на традиционное употребление молочной пищи, теперь от вегетарианства переходят к веганизму. По всему миру, современные коровьи фермы содержаться по похожему принципу. Коров с помощью гормонов вынуждают беременеть раньше времени, чтобы они начали давать молоко; молодых телят если не сразу, то через несколько месяцев отбирают у коров и ведут на скотобойню. Обычно телят сразу отбирают, откармливают молочными порошками с гормонами и через несколько месяцев уводят на скотобойню. После пяти лет, дойных коров, не способных давать оптимальное количество молока, а также больных или калек, убивают. Когда у коровы отбирают телёнка, она испытывает большой стресс, как любая мать, и это отображается на информации которую несёт её молоко. Это подобно тому, как если мать испытывает сильный стресс, младенец отказывается от её молока, так как оно становится для него вредным. Автор полагает, что возможно это одна из причин почему в современном мире такое большое число людей не переваривают молочные продукты.

Вопросы
Это не простая тема, и, возможно, поэтому дебаты не умолкают. Любители мясной пищи выступают за убийство, активисты прав животных и различные религиозные деятели — против. Пока Индия решает, что ей делать с коровами, у автора возникает несколько,риторических вопросов: Чем корова «священней» бизона? Почему убийство коров на территории Индии — табу, а за её пределами, что называется «с глаз долой из сердца вон»? Что делать с молочными продуктами, есть или не есть, зная, как относятся к коровами на фермах?
И напоследок, короткий сюжет об убийстве коров. Почему то на ум всплыли концентрационные лагеря, только более механизированные. Корова зашла, её сжали, чтобы не убежала, дали электрошок, и она мертва. На заднем плане шум машин… Интересно наблюдать, как корова, лишь учуяв кровь, уже понимает, что её ожидает. А что чувствует эта «женская рука» с инструментом дающим электрошок? Как она справляется с этой задачей, чтобы целый день стоять и убивать больших животных? Какие у неё мысли и какие сны ей сняться? Приходят ли души коров к ней во сне? Не исчез ли у неё самой аппетит к мясной пищи? Я это без осуждения, мне действительно интересно.
Да, я понимаю, что люди должны есть мясо, но лично у меня, видя развешанные туши животных, ощущая смрад исходящий от их тел, уже давно пропало желание их есть. Я не знаю, как это называется, может быть сострадание. Мне не хочется причинять вред другим жизням. Мне кажется, что Бог не задумал так, чтобы люди каждый день ели мясо, тем более красное. Может быть поэтому современные люди так много болеют и рано умирают? У меня нет ответов на эти вопросы. Мне просто хочется, чтобы в нашем мире было чуть меньше крови и страдания. Наверное, это тщетное и наивное желание.

7 продуктов, которых вы не найдете в Индии

Когда меняешь страну проживания, в основном, задумываешься о том, на какие средства предстоит жить, каково будет место проживания, на чем передвигаться из точки А в точку Б и мало кто задумывается над еще одним важным вопросом – чем питаться?

Хорошо, если вы едете в одну из европейских стран, где рацион, не сильно отличается от привычного. Но даже в этом случае, могут быть разочарования. Например, в Англии мне не хватало некоторых круп, салата из морской капусты, зефира в шоколаде, квашеной и соленой капусты и, вы не поверите — пирожных, какими мы бы вредными они не были! Я скучала по тортам «Наполеон», «Графским развалинам», «Степке растрёпке», пирожному «картошка».
А уж если вы едете в Азию, здесь несомненно будут сюрпризы. Конечно, если вы останавливаетесь в надцатизвездочном отеле и планируете завтракать, обедать и ужинать в отеле, тогда и не заметите разницы. Хотя бы потому, что мало кто приезжает в отпуск на больший период, чем десять дней. Согласитесь, за это время можно спокойно прожить без давно полюбившихся продуктов. А для веганов (исключаются все продукты животного происхождения) или вегетарианцев (исключается употребление мяса любых животных), вообще не должно быть проблем. Овощей и фруктов, во всяком случае, в Индии, огромное разнообразие.
Какие же продукты вы не найдете в обычных индийских магазинах?
1. Гречка
Этот незаменимый продукт сложно найти не только в Индии. Кажется, все российские мигранты со мной согласятся – купить гречневую крупу в любом магазине можно, пожалуй, только в России, странах бывшего СССР и некоторых странах Восточной Европы. А если найдете, то цена покажется непривлекательной. Остается только надееться на сердобольных родственников!

2. Шоколад, шоколадные конфеты и какао
Не то чтобы шоколада в Индии вообще нет, он есть, но не такой вкусный как в России, возможно, из-за небольшого содержания какао в шоколаде. А еще здесь популярны разные шоколадные батончики, что и к шоколаду то отнести нельзя. Да и хорошее какао не найти.
Кстати, шоколад в Индии называют «кэдбери», потому что многочисленная шоколадная продукция принадлежит именно этому бренду. Это как в России, мы говорим не «сделать фотокопию», а «отксерокопировать» (Ксерокс Корпорейшн – мировой лидер и пионер в области массового выпуска копировальных аппаратов).

3. Чай
Еще с детства я знала, что индийский чай – самый лучший. Каково же было мое разочарование, когда однажды, приехав в Индию, я не могла найти крупнолистовой чай. Может потому, что в Индии его варят, добавляя молоко и специи (масала чай), а не заваривают. Или просто потому, что хороший чай отправляют на экспорт.

4. Овсяное печенье
В Индии продают самое разное печенье, приготовленных из разной муки, а вот овсяного печенья нет. Остается только освоить его самостоятельное изготовление!

5. Молочные продукты (сыр, масло, творог, сметана) и майонез
Многие индийские домохозяйки готовят масло и йогурт из молока в домашних условиях. Остальные же молочные продукты считаются скорее деликатесом, чем входят в состав ежедневного или еженедельного питания. А вот творог популярностью не пользуется, так что нашим соотечественницам приходится готовить его самостоятельно.

Амул – известный индийский производитель молочной продукции. Только масло, которое они производят — соленое.
6. Говядина и свинина
В крупных городах, вроде Дели и Мумбаи, вероятно, можно купить всё, даже говядину (корова, как вы знаете, священное животное в Индии), не смотря на то, то в во всем штате Махараштра (Мумбаи – столица штата Махараштра) в настоящее время существует запрет на ее продажу. Но вот в городах поменьше вам скорее предложат только курицу или баранину.
Свинину не продают по религиозным причинам, так как в Индии проживает много мусульман.
7. Колбаса, ветчина и сосиски
Все эти продукты пользуются спросом, в основном, у иностранцев. Именно поэтому в крупных городах открывается все больше магазинов, нацеленных на подобных покупателей, в которых можно купить ветчину и консервированные сосиски.
Более того, в Индии вы не найдете пшенную и перловую крупы (зато есть манка!), привычный «Геркулес», семечки, несоленое масло и, естественно, башкирский мед.
Это были 7 основных продуктов питания, которые либо не продают в индийских магазинах, либо продают, но за высокую цену или за ними придется ехать в специальный магазин.
Если от мясных и молочных продуктов можно отказаться на пользу здоровья (читали К.Кэмпбелла «Китайское расследование?), то как же быть с гречкой и шоколадными конфетами?

Священная Индийская Корова

Корова в Индии считается священным животным. Это невыдуманная истина. Данное животное там приравнивается к статусу «Мать», и оно является священным. То есть, ей присущи такие материнские качества, как доброта, скромность, мудрость и спокойствие. Кроме того, она всю свою жизнь кормит людей своим молоком. Поэтому, упаси Бог кого-то накричать в Индии на корову, или, что еще хуже, зарезать ее, чтобы потом съесть.
Путешествие по индийской дороге может оказаться для каждого столь же захватывающим, как и посещение памятников искусства или грандиозных храмовых комплексов. Оно может вызвать восхищение, также как природные красоты или мастерство йогов в этой «мистической» Индии. Но может вызвать и ужас – у путешественника по индийским дорогам волосы могут «встать дыбом» от всех этих всевозможных средств передвижения. Ведь одновременно по дороге движутся автомобили и автобусы, трактора и грузовики, мопеды и мотоциклы, рикши (рикша -лёгкая двухколёсная повозка, которую везёт человек, держась за две оглобли) и велосипедисты, повозки, запряженных животными, и просто люди…
Местное дорожное движение можно назвать «функциональным хаосом». Если у нас ездят по правой полосе, а в Японии – по левой, то в Индии часто катаются по обеим. Сразу. И в обоих направлениях! И горе всем пешеходам! Хотя и они сами, взращенные в лучших местных традициях, норовят внести в этот хаос свою лепту. К примеру, пешеходы вовсе не считают нужным переходить дорогу только там, где есть «зебра» (если она вообще там есть). А если туристы и другие гости Индии думают, что машины притормозят перед переходом, на котором кто-то есть, они жестоко ошибаются: в Индии машины не останавливаются ни для кого и нигде. Даже на «зебре» — здесь и без нее настоящие «городские индийские джунгли»…
Так что золотое правило при переходе дороги в Индии – это «посмотри налево, посмотри направо, а потом беги что есть духу, пока тебя никто не сбил». Это очень похоже на компьютерную игру, но только это не виртуальная реальность, а самая что ни на есть настоящая!
Однако, прямо посреди этого «сумасшедшего дома», существует безмятежное создание, не обращающая никакого внимания на царящий вокруг бедлам. Это – Священная Индийская Корова. Что же это за создание, культ которого так почитают в Индии?

В Индии все животные – священные, однако в зверином пантеоне Священная Корова неоспоримо занимает самое главное место. Ее называют «Гау Мата», Корова-Мать, считая ее олицетворением всего лучшего (среди всех живых существ на Планете!). Именно поэтому этому мирному жвачному животному принадлежит особая ниша в индийской мифологии и философии.
… Богатство в древнеиндийском аграрном обществе измерялось, как правило, количеством единиц крупного рогатого скота, находящимся во владении индивида или семьи. Корова была средством платежа – ее обменивали на товары и услуги, ее давали в качестве приданного, ее, неохотно, но отдавали в качестве налога. А «Гау-дан», дарение коров браминам (священникам и настоятелям индуистских храмов), рассматривалось, как самая что ни на есть благочестивая и праведная церемония.


Естественно, коровы использовались не только за тем, чтобы удовлетворять сборщика налогов, украшать дочернее приданное и оплачивать месячные счета. Для огромного населения такой большой страны как Индия, молоко всегда было одним из основных источников питания. Имея в виду и все его производные… А, например, коровий навоз как и раньше, так и теперь используется в качестве топлива: смешанный с соломой навоз в виде лепешек сушат на солнце, а потом этим топливом обогревают свои жилища. Половина сельского населения Индии растапливают печи таким образом! Вдобавок, навоз, смешанный с глиной – это настоящий строительный чудо-материал, его используют в качестве штукатурки.
Наконец, поскольку индийцы по большей части вегетарианцы, корову, учитывая ее священный статус, редко ведут на бойню. Но есть и обратная сторона такого ритуального отношения. Как только бедное животное перестает давать молоко, ее владелец находит вполне политкорректным выгнать корову на улицу. По поверью, если умирает живущая в доме корова, то ее хозяин должен волей-неволей совершить паломничество во все священные города Индии, чтобы очиститься от этого греха. А по возвращении он должен кормить всех браминов, живущих в его деревне. Таким образом, выпустить корову жить на улицу является более практичным вариантом для ее владельца.
Однако не следует думать, что такие бродячие бесхозные коровы обречены на голодную смерть. Всякий раз, когда в индуистском доме готовят трапезу, первый роти (пресный хлеб) достается именно корове. Заметив ее на улице, индиец зовет ее к своим дверям и угощает лакомствами, которые подносятся на алтарь самим Богам. В благоприятные дни индуистского календаря коровам также предлагают сладости и траву, – это считается очень благочестивым действием.
Согласно мифологии, восьмым воплощением бога Вишну был Кришна, выросший в пастушеской семье. Кришна имел привычку услаждать слух коров игрой на флейте, — вот почему его также называют «Гопал» — «Пастух», или «тот, кто заботится о коровах». Так что профессия пастуха имеет вполне божественный прецедент и божественную протекцию.
В одном из самых древних священных текстах индуизма – Пуранах – рассказывается, что помимо прочих чудесных вещей и созданий, Боги, пахтая океан, добыли из него исполняющую желание корову Камдхену. Индуисты свято верят, что каждая корова – это и есть Камдхена!
Неудивительно, что в сказаниях и легендах существует немало историй, восхваляющих и превозносящих корову. Вот одна из них:
«В древнем королевстве Патлипутра жил могущественный царь, который имел и славу, и богатства и мудрость. И только одной вещи недоставало владыке для полного счастья – сына. Когда царь, лишившись терпения, отправился посоветоваться со своим Гуру, тот сказал ему: «Однажды, выходя из храма, Ваше Величество не оказали почестей стоящей неподалеку корове. Если вы хотите сына, то вы должны найти белую как молоко корову и ухаживать за ней». Царь так и поступил: он нашел такую корову, кормил и поил ее, отгонял от нее насекомых, сопровождал ее на пастбище и даже спал рядом с ней в коровнике. Однажды из леса выскочил тигр, но царь загородил ее собой, умоляя тигра пощадить корову. Тигр возразил, что он, в качестве ездового животного Богини Дурги, тоже нуждается в жертве. Тогда царь упал на колени и предложил тигру съесть его самого вместо коровы».

Надо ли рассказывать окончание истории? Вы и сами прекрасно уже поняли, что в итоге царь-таки обзавелся сыном…
Есть еще одна причина поклонения корове в Индии. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы добраться после смерти до неба, надо пересечь реку. А сделать это можно только держась за коровий хвост…
В Индии почитают многих животных: обезьяну, кобру, тигра, павлина и многих других. Однако первое место принадлежит все-таки Священной Корове. В настоящее время существуют организации по защите коров, а одно индийское политическое движение поставило своей целью сделать корову национальным животным Индии (а не тигра, как записано в конституции).
… вернемся всё же к началу повествования.
Почему коровы предпочитают не гулять на окраинах городов и поселков, а по большей части попадаются на дорогах, причем выбирают место посредине? Они собираются под светофорами с таким видом, будто помогают полицейским управляться с транспортными потоками. Что же на самом деле делают коровы на улицах Индии? Почему они не на фермах, где им положено быть?
Конечно, эти коровы не страдают коровьим бешенством, в их поведении есть свой резон. Как показали последние исследования, индийские коровы предпочитают оживленные автомагистрали, поскольку выхлопные газы автомобилей отпугивают насекомых, а сами коровы «кайфуют» от токсичных веществ.

Веды о молоке и молочных продуктах

Древние священные писания Индии описывали коровье молоко как амриту, буквально «нектар бессмертия». Есть множество мантр (молитв) во всех четырех Ведах, которые описывают важность коровы и коровьего молока не только как совершенной пищи, но и как лечебного напитка.
Риг-веда утверждает: «Молоко коровы — это амрита… поэтому защищайте коров». Арии (благочестивые люди) в своих молитвах о свободе и процветании народа молились и о коровах, дающих много молока для страны. Говорилось, что если у человека есть пища, то он богат.
Творог дахи (сделанный из коровьего молока) и гхи (топленого обезвоженного масла) — это богатство. Поэтому в Риг-веде и Атхарва-веде есть молитвы с просьбой, чтобы Бог обеспечил нас таким количеством гхи, чтобы в нашем доме всегда был избыток этого самого питательного продукта.
Веды описывают гхи как первый и наиболее важный из всех пищевых продуктов, как существенную составляющую жертвоприношений и прочих ритуалов, ведь благодаря им идут дожди и растет зерно.
Атхарва-веда подчеркивает важность и ценность гхи, в других частях Вед гхи описывается как безупречный продукт, который увеличивает силу и жизнеспособность. Гхи укрепляет тело, используется при массажах и помогает увеличить продолжительность жизни.
Риг-веда говорит: «Молоко было сначала «приготовлено» или «обработано» в вымени коровы и после того было приготовлено или обработано в огне, и поэтому дахи, сделанный из этого молока, является действительно здоровым, свежим и питательным. Человек, выполняющий тяжёлую работу, должен есть дахи в полдень, когда солнце сияет».
Риг-веда говорит, что корова переносит в своё молоко лечебное и профилактическое действие лекарственных трав, которые она ест, поэтому молоко коровы можно использовать не только для лечения, но и для профилактики болезней.
Атхарва-веда говорит, что корова, через молоко, делает из слабого и больного человека энергичного, обеспечивает жизнеспособность тем, у кого её нет, так делая семью преуспевающей и уважаемой в «цивилизованном обществе». Это указывает на то, что хорошее здоровье в семье было индикатором процветания и уважения в ведическом обществе. Одно лишь материальное богатство не было показателем респектабельности, как это происходит сейчас. Другими словами, доступность большого количества коровьего молока в домашнем хозяйстве была принята за показатель процветания и общественного положения.
Очень важно знать, что есть определенное время, предписанное для приёма молока с целью лечения болезней и нормального функционирования организма. Аюрведа древнеиндийский трактат о гармонии души и тела говорит, что время для приема молока — это темное время суток и принимаемое молоко обязательно должно быть горячим или теплым; хорошо со специями для регуляции дош (капха, вата и пита), с сахаром или медом.
Чхарак-шастра является одной из древнейших книг в истории медицинской науки. Мудрец Чхарак был выдающимся индийским врачом, и его книге следуют и поныне те, кто практикует Аюрведу. Чхарак описывает молоко так:»Молоко коровы вкусно, сладко, имеет прекрасный аромат, плотно, содержит жир, но лёгкое, легко переваривается и нелегко портится (им трудно отравиться). Оно дает нам спокойствие и жизнерадостность». В следующем стихе его книги говорится, что из-за вышеупомянутых свойств молоко коровы помогает нам поддерживать жизнеспособность (оджас).
Дханвантари, другой древний индийский врач, заявлял, что молоко коровы подходящая и предпочтительная диета при любых недугах, его постоянное употребление защищает человеческое тело от болезней ваты, питы (аюрведические типы конституции) и сердечных болезней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *