Школьная иерархия лукоморье

Она существовала всегда. Ну, по крайней мере, с тех пор, как появились школы. А до этого деление проходило на уровне общины, племени, а если идти еще дальше вглубь веков – стаи.

Вот поэтому ты получаешь (или получал) люлей в классе, все из-за наследия хвостатых предков.

И да, если интересуешься темой и нашел эту статью – скорее всего она про тебя, так что рекомендую ознакомиться.

Детские и подростковые коллективы максимально похожи на… стайку мохнатых прародителей, оттого и нравы там соответствующие. Наглость, агрессия, юношеские комплексы пополам с игрой гормонов – короче адская смесь. Зато отношения открытые: я сильнее – значит могу спокойно вмазать тебе по лицу. Или с ноги зарядить. Может товарищей позову, пусть тоже развлекутся. А что ты мне сделаешь? Вот и сиди ровно, дыши тихо.

Убожество конечно. К сожалению, в школах оно процветает, и не только у нас, для общего развития можешь почитать про Колумбайн.

Ну ладно, про США мы потом еще поговорим, а пока вернемся в Россию. С одной стороны упадок в учебном процессе (и становлении кучки юных дегенератов, которые всех достают) связывают с распадом СССР и советской системы образования, где учитель был и педагогом, и воспитателем. Есть такая точка зрения.

Но если поговорить с людьми старшего поколения, выяснится страшное – у них было примерно тоже самое. Штука в том, что дети из послевоенного поколения были, конечно, пионерами, патриотами и бабушек через улицу водили. А вместе с этим были довольно жесткими ребятами, в первую очередь те, кто из рабочих семей. Учились-то все вместе, и интеллигентные детишки в опрятной рубашечке и форме, и шпанявые и разбитные отпрыски работяг.

Сразу: ничего против рабочих не имею, нормальные люди и совсем не глупые (чтобы кто ни считал). Дело не в них, а в нравах, которые частенько царили в их семьях – батя бухал, после этого мог поураганить и надавать тумаков своему сынку. Снять стресс, так сказать. А тот отыгрывался на ребятах во дворе и школе, ну а что церемониться-то с этими дохленькими очкариками…

Интеллигенты к такому не привыкли, поэтому отбивались вяло и несмело. Да они и драться не умели, по книжкам этому не научишься. Вот и терпели.

К восьмому классу (после которого можно было уйти в ПТУ) большинство таких ребяток сваливало из школы, и наступала тишь и благодать. Так что идеализировать советскую систему не надо, со шпаной она тоже не всегда справлялась.

А почему она возникает-то, эта шпана?

Опять же наследие. Ну ты понял, от хвостатых. Приматы – стайные животные, и выстраиваются пирамидой. Аккуратная верхушечка с одним вожаком (или несколькими) и все остальные.

Например, у горилл есть один здоровенный вожак с седой спиной – это значит самый подходящий. Он окружает себя гаремом самок, гоняет всех, кто претендует на его власть и жжет как может.

А у павианов есть группа патриархов – опытных самцов, которые для защиты своей власти сбиваются в группы и жестко строят молодых и наглых. Почему то сразу вспоминается ЦК образца 70-80-х годов…

Люди избавились от хвоста и шерсти, а вот от инстинктивного поведения – пока нет. Такие же стаи, такие же вожаки и разборки. В небольших группах чаще всего один вожак и его приближенные, в обширных коллективах (чуть не написал «стаях»), может быть и несколько предводителей.

Как все это подразделяется?

В любой группе есть четыре касты самцов (самок, кстати, тоже):

  1. Альфа
  2. Бета
  3. Гама
  4. Омега

По цифрам уже ясно кто там первый…

  • Альфа – матерые, злые, здоровые. Хотя иногда ни разу не накачанные, а самые социальные, с кучей приятелей и прихвостней, вроде Шар-Хана и шакала из мультфильма про Маугли. Альфа-самка (чтобы ни у кого не бурлило, подчеркиваю – именно у приматов) это та, кто ближе всех к альфа-самцу. А не сама по себе такая сильная, независимая и успешная
  • Бета – окружение Альфы, чаще всего 1-3 хитрых физиономии. Подельники во всех забавах вожака
  • Гама – мы подбираемся к искомой целевой группе, это те, кто балансирует на грани «всегда может получить». Чаще им не прилетает, но всегда есть опасность скатиться в касту…
  • Омега – вот кому не позавидуешь, так это им. Штатные «мальчики для битья», «терпилы» и «груши» для первых трех групп.

Как происходит деление на касты? И как оказаться в первых двух?

У психологов есть профессиональный матюг: «Групповая динамика», благодаря ей происходит постоянное брожение людей в любом коллективе. Одни поднимаются, другие падают… и так по кругу.

Каждая группа со временем делится на несколько уровней, каких – ты уже знаешь. Но! Как только в ней появляется новый человек, брожение начинается снова и альфа может превратиться в самую распоследнюю омегу. Так-то.

Теперь понял, почему большинство так не любит изменений в составе?

Но мы возьмем ситуацию, когда все роли распределены. Тот же класс, подростковый, со своими вожаками, средней «прослойкой» и аутсайдерами.

Лидеры… ну ладно, назовем их так, эти товарищи делают что хотят. Ну прям как гориллы. Бьют, унижают, высмеивают слабых.

Кого-кого?

Несчастных омег, вот кого. Звучит мерзко, но их унижение играет очень важную роль в групповой динамике у подростков. По сути, на этом все и держится.

А именно: вожак(и) выщемляют одного-двух бедолог и устраивают им принудительную БДСМ-сессию. Чаще прелюдно, чтобы прямо перед всем классом сначала шарахнуть сзади портфелем по голове, потом можно облить водой или повалить на пол. Остальные сидят и молча (а чаще весьма оживленно и с веселыми шутками) за этим наблюдают. В том числе приятели этих страдальцев.

Обыкновенное скотство…

Этому тоже есть объяснение: если кто-то влезет, а это могут быть гама и бета ребята, то их могут быстренько опустить до уровня омег. Термин-то какой убогий – опустить… Чуешь откуда ветер повеял?

Верно, из тюрем и колоний, в которых омегам («опущенным», «обиженным», «петухам»), приходится куда как сложнее. Там их опускают в прямом смысле.

В подростковой же среде, все происходит примерно так, как я описал. Естественно, есть образцовые коллективы, где все хорошо и правильно, а этого вашего унижения – ни-ни… Но если бы ты там учился, то вряд ли бы читал эту статью.

Как правило, унижают и загоняют в касту омег совсем неплохих ребят и девчонок: толковых, неглупых и старательных. Вот только не умеющих себя показать – орать, выпендриваться и быть «крутаном», а это чуть ли не самое главное в подростковой среде. Это тихие, домашние ребята, чаще всего до школы они сидели дома, не ходили в детский сад и не получили элементарных навыков социализации. Потом им это аукнулось. Нда…

Как происходит травля?

Да как угодно – интернет тебе в помощь. Там столько наглядных примеров, что перечислять и обсуждать это нет никакого смысла. Захочешь – посмотришь. Только вот зачем? Зрелище на редкость мерзотное, еще и со злобными комментариями школотронов под видео. Так что сам думай, смотреть это или нет.

Важно то, кто этой травле способствует.

Парадоксально, но скорее всего учитель.

Почему? Да он больше всех в этом заинтересован.

Педагог – это просто часть системы обучения и он так же как и остальные исполняет свою роль.

  1. Транслятор знаний – звучит по идиотски, но именно так и работает большинство, просто передает информацию. И плевать, усвоились она или нет.
  2. Контролер, организатор – это есть. Причем некоторые искренне стараются как-то повлиять и сделать из этих балбесов хоть что-то похожее на людей.
  3. Воспитатель – такой роли, функции, обязанности, ничего этого нет. В советской школе была, в современной системе образования отсутствует.

На какую роль играет унижение омеги? На контролера и организатора конечно. Тут как в армии: пока деды чмырили молодых, офицеры могли спокойно отдыхать. А зачем вмешиваться? Дедушки все сделают.

Так и в классе – пока альфа со своими прихлебателями макают какого-нибудь страдальца в унитаз и со смехом выкидывают его рюкзак в окно, учитель (понятно, что не профессионал, тот бы это сразу пресек – а обычная, слабохарактерная недоросль. Такой бы в бухгалтеры идти, а не в учителя), может спокойно работать. Или не работать, тут уж по желанию.

Оговорюсь: всех педагогов мазать фекалиями не стоит: среди них есть множество достойных людей, которые пытаются работать искренно и выкладываться на 100%. Но есть и другие персонажи:

  • Невольные сообщники альфы – это такие раздражительные типы, которые любят находить мальчика для битья и вымещать на нем злобу. Понятно, что чаще всего этим мальчиком становится омега. И злоба учителя дает негласное разрешение на старый добрый чмор для всего остального класса
  • Понимающие, прокачанные педагоги – те, кто «в теме» отношений в классе и умеют направить энергию подростков в нужное для себя русло. Такой персонаж знает, как работает школьная иерархия. А еще он знает, что если детишки будут развлекаться с омегой, то на споры с ним у них не останется ни времени, ни желания.

При таком подходе школа становится небольшим филиалом концлагеря и при выпуске человек не испытывает сильной любви к окружающим. Потому что это уж мы для простоты заладили: «Омега-омега…». А на самом деле это просто человек, который не заслужил такого к себе отношения.

Ну ладно, «Почему» — это мы разобрались. А делать-то что?

  1. Сразу сообщить об издевательствах родителям. Это самые близкие люди и они должны быть в курсе того, что у тебя происходит в школе. Забегая вперед – никто кроме них тебе толком не поможет, так что держи их в курсе всего.
  2. Сказать школьному психологу/классному руководителю/директору. На мой взгляд, это полная ерунда. Школьная администрация работает «на отлюбись», просто потому, что ей не нужны скандалы и лишний шум – а они обязательно будут как только твои родители придут в школу. Тут есть обратная сторона: директор/классный руководитель могут натравить на «стукача» всех остальных учеников. Такой звиздец начнется… старые неприятности покажутся просто ерундой.
  3. Перейти на обучение экстерном. Вполне себе вариант. Спокойно учись дома, а свободное время занимайся спортом.
  4. Уйти в другую школу. Которая находится максимально далеко и где тебя никто не знает. На вопрос новых одноклассников: «А чего ушел?», можно смело говорить: «Не срослось с классной, с завучем, неудобно было ехать» и т.д. Но объяснение нужно подготовить заранее. А если ты живешь в небольшом поселке/городе и сваливать некуда…
  5. Тогда можно попробовать отстоять свое право не быть постоянной парией и грушей для всех уродов в классе или школе.

Запомни! Это самый сложный и стремный вариант! Могут отоварить на всю оставшуюся жизнь.

Обычно говорят, что нужно смело броситься в бой, отметелить самого задиристого парня и все остальные испугаются. Ага, уже бегут бояться…

Может произойти ровно наоборот: наваляешь одному, и тебя будут клевать все по очереди из его окружения. И в конце концов доконают, будь спокоен. Или у него папа окажется местным прокурором и устроит тебе веселую жизнь. Или еще какая-нибудь ерунда случится, так что в этом случае никаких рецептов нет. Действовать надо по ситуации. Но помни: действуешь на свой страх и риск, последствия могут быть очень и очень неприятными.

Выше я уже писал про спорт – запишись на тайский бокс или ку-до (там в маске дерутся, так что лицо особенно не повредят).

Как только тебя перестанут доставать (а это надо обязательно прекратить, дальше я напишу почему), начинай активно развиваться: читай книги, изучай программирование и иностранные языки, пройди интересный тренинг. Становись лучше с каждым днем. Теперь это твоя новая задача.

Нужно быть более сильным, активным, умным, чем говнюки, которые тебе мешали. Вот одна из целей на ближайшую жизнь.

Почему нужно прекратить издевательства?

Потому что в противном случае это останется с тобой навсегда. Пусть подсознательно, нечасто или неявно, но ты будешь возвращаться к унижениям снова и снова – отпечаток на всю жизнь. А если справишься с ними, то все страхи, неуверенность и неумение общаться с людьми останутся в прошлом, и в будущее понесешь только уверенность и спокойствие.

Видел не сильно уверенных в себе людей, боязливо посматривающих на окружающих? Тех, что в первую очередь попадают под сокращения на работе, тех, кого бросают жены и мужья, тех, кто становится терпилой и даже не пытается этому сопротивляться? Им страшно проявить даже толику инициативы. Вот это они и есть, большинство из них — вчерашние школьные омеги, которых запирали в туалете, били возле школы и издевались всем классом.

Теперь посмотри что из этого получилось.

Запомни: главный человек в твоей жизни – ты сам. Никто не знает тебя лучше, чем ты сам. И никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Уважай и цени себя.

Советую прочитать:

Колумбайн: жестокая бойня в школе

Боевой ботаник: как правильно поставить себя в классе и в жизни

Как построить цельную жизнь

LiveInternetLiveInternet

Школа… Мы, уже взрослые люди, вспоминаем школу кто с ностальгией, кто с улыбкой, а кто-то из нас, до сих пор вздрагивает от ужаса, вспоминая школьные годы.

Как когда-то наши родители, теперь и мы отправляем в школу наших детей. Мы хотим, чтобы они научились быть успешными, добрыми, разумными, самыми лучшими.

Наши дети ходят в школу, учатся, получают оценки. Мы переживаем за них, волнуемся, направляем, стараемся поддержать. Но давайте разберемся, что ждет ребенка в школе. Вспомните свое детство. Вы думаете, что с тех пор многое изменилось? Только не в системе школьной иерархии.

Придя в школу, ваш ребенок попадает в жесткую систему социальных отношений в классе. В начальной школе она почти никак не проявляется. Почти все первоклассники в значительной степени находятся под влиянием родителей.

Тем не менее, уже в начальной школе класс делится на две категории: те, кто работают на статус и те, кто работают на дневник. Статус оценивают лидер и одноклассники, дневник оценивают сам школьник и его родители. Чья оценка для школьника существеннее, ту сторону он и выбирает.

Как вы, наверное, помните из детства, резкое структурирование иерархии начинается в пубертатном периоде (десять-двенадцать лет). Особенно ярко это проявляется в классах, которые не сохраняют состав с начальной школы, а собираются заново.

Первое время все друг к другу присматриваются, а после «притирки» формируется окончательный состав групп, формируются роли, практически на всё оставшееся время существования класса. Пикового значения уровень школьной иерархии достигает в шестых—девятых классах.

Место вашего ребенка в школьной иерархии зависит, от того насколько он уверен в себе, его самооценки, независимости от мнения других, от его характера, от многих других факторов.

Набор школьных ролей в системе школьной иерархии невелик. Вот они:

Социальные роли мальчиков:

Альфа.

Основная роль Альфы — организация класса, поддержание единой структуры и управление этой массой. Например, хочет Альфа уйти с уроков — класс уходит вместе с ним. Или хочет Альфа громко возмутиться действиями учителя — весь класс ещё громче возмущается следом за ним. Ни одно более-менее серьёзное решение не приниматься без ведома и согласия Альфы. И, естественно, травля местной Омеги организуется им же.

Второй Альфа

Довольно редкое явление. Представляет собой ещё одного школьника в классе с качествами лидера. Мирное сосуществование двух альф возможно потому, что альтернативный Альфа никак не участвует в ранговой борьбе, у него и без того есть куда расходовать свой потенциал.

В присутствии второго Альфы Омеге живётся спокойнее, так как он единственный кто может встать на его защиту. Но так как постоянно защищать его всё равно некогда, наличие такого защитника в классе статус жертвы с изгоя не снимает.

Беты

В классе их один или двое. Единственные друзья Альфы. Это люди, которым он доверяет и к чьим мнениям прислушивается. Они могут быть как из обычных семей среднего достатка, так и из семей интеллектуалов. У Бет либо не так хорошо, как у Альфы, подвешен язык, либо недостаёт харизмы, потому классом напрямую они управлять не могут. Зато они управляют через Альфу.

Гаммы

Большинство, как правило — полкласса. Ходят по пятам за Альфой, выполняя его прихоти и заискивая, если в чём-то провинились. Иногда получают ресурсы (иногда материальные, но чаще моральные), которые завоёвывает Альфа со свитой. В сравнении с Гаммами, Альфа и Беты получают больше, Эпсилоны не получают ничего, а Омеги даже отдают.

Эпсилоны

Это те, кого принято называть «серая масса». По количеству — оставшаяся неохваченной мужская составляющая класса минус Омега. В школу ходят не для того, чтобы чувствовать себя «крутыми», а потому что так надо.

Омега

Центральное лицо во всей иерархической системе. Совершенно необходимая составляющая для любого тесного коллектива. Как известно, при наличии общего врага коллектив сплачивается для беспощадной борьбы с ним. Класс, в котором присутствует ярко выраженный Омега, дружен, весел и с виду здоров.

Если жертва по каким-то причинам класс покидает (или приобретает стрессоустойчивость), ей обычно находят замену из числа Гамм, или же класс делится на несколько группировок, между которыми начинаются межгрупповые процессы.

Социальные роли девочек:

Девочки в классе тоже образовывают иерархии, которые с иерархиями мальчиков на первых порах практически не пересекаются. Пересечение происходит только в 13-15 лет- период наступления половой зрелости.

Девочек- лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до тринадцати лет девочкам не интересны ни Альфы, ни мальчики вообще. В редких случаях пересечения группировок девочки-лидеры имеют авторитет над мальчиками-лидерами.

Из-за такой неоднородности женской части класса девочка-изгой, которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура у девочек имеет гораздо меньшую прочность, чем мальчишеская, и за годы учёбы может достаточно сильно измениться.

Альфа.

В основном ими являются либо девочки, имеющие репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер, либо девочки-отличницы с высокой самооценкой. В первом случае Альфа является законодательницей моды в классе.

Основной особенностью Альфы является то, что они становятся любимыми ученицами у учителей. Учитель может не послушать Альфу-мальчика, а к мнению Альфы-девочки он прислушается обязательно.

Альфа-девочка обладает исключительным, неоспоримым и не подлежащим обсуждению правом на Альфу-мальчика. По сравнению с Альфой- мальчиком её позиции далеко не так крепки в классе, потому что женский коллектив никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг за друга».

Отсутствие Омеги-девочки может сделать лидирующую позицию вообще чисто символической, особенно когда группировок девочек больше одной. Если в классе присутствует больше одной Альфы-девочки, то между ними будет происходить перманентная война.

Беты

Как правило, две-три подружки Альфы. Они нужны Альфе для распространения сплетен и оказания мелких услуг, например, сопровождения в туалет, предоставления квартиры и т.п. в случае надобности. Но настоящими подругами, как в отношениях Альфа- и Бета-мальчиков, они не являются. И от Гамм-девочек они отличаются не сильно.

Причина — в женской природе, в соответствии с которой девушки могут полностью доверять только парням, а с другими девушками у них всегда соперничество.

Заметим, что Альфы-девочки предпочитают брать себе в подруги более невзрачных особ. Это связано с тем, что не каждой Альфе понравится, что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед мальчиками.

Гаммы

Находятся в более выгодном положении, чем Гаммы-мальчики, в силу того, что Альфа всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость.

Эпсилон — это та же серая масса.

Омега у девочек избирается по тем же шаблонам, но больше внимания уделяется внешности — зачастую это самые некрасивые, глупые или бедно одетые, или не способные следить за своей внешностью.

Наиболее распространённый вид травли неугодной девочки — её полное игнорирование, но такое практикуется в более высококультурных классах, в элитных лицеях и т.п. В менее культурных — травля принципиально не отличается от мужского варианта.

Идеальный пример возможных издевательств применительно к девочке-Омеге показывает советский фильм «Чучело».

Учтите, что учитель почти никогда не встаёт на сторону жертвы травли и вообще по мере возможностей старается скрыть сам факт неуставных отношений в классе. Происходит это по очень простой причине: любой зафиксированный факт издевательств над ребёнком — пятно на репутации, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива школы с обязательными санкциями.

Кроме того, ухудшение репутации учебного заведения приведёт к оттоку наиболее полезной для школы клиентуры, которая спихивает детей не куда попало, да могут и просто денег отсудить. Потому на любые жалобы проблемного ребёнка или его родителей учитель, скорее всего, ответит по шаблону «проблема в вас».

Дальнейшая судьба. Взрослая жизнь.

Лучше всех устраиваются в жизни, конечно же, Беты-мальчики. Ребята, которые умеют где надо войти в доверие и в нужный момент снять все сливки, став Альфой уже во взрослом понимании этого термина.

Сами же школьные лидеры, не обладающие реальной пробивной силой и внутренним стержнем, используются как инструмент, как источник харизмы. Большинство руководителей государств выполняют именно эту функцию.

Если же Альфа был со стороны хулиганов, то тут дело заканчивается обычно посадкой на долгий срок в места не столь отдаленные, гибелью от ножа в одной из драк или смертью от передозировки наркотиками или несчастным случаем.

Что касается Альфа-девочек, то чаще всего они удачно выходят замуж (за тех же Альфа или Бета-мальчиков).

В случае, если Альфа-девушка сочетается браком с Бета-парнем, то она может продвигать своего супруга по карьерной лестнице благодаря своей харизме и обаянию, и, в конечном счёте экс-Бета становится Альфой и достигает богатства и славы.

Гамма-мальчики остаются Гаммами всю сознательную жизнь. С Гаммами женского пола тоже, в принципе, всё понятно: после школы они, как правило, выходят замуж рано за, себе подобных Гамма-парней.

Эпсилоны устраиваются совершенно по-разному, но чаще на неплохое тихое место.

С экс-Омегами сложнее всего. После школы им приходиться заново учиться общаться с людьми. Конечно, ведь они привыкли, что их никто не любит, и за малейшую ошибку будут наказывать. Если через несколько лет Омега сможет победить в себе эти комплексы, то дальше станет проще.

Некоторых экс-Омег можно обнаружить хорошо устроившимися в этой жизни, что может быть объяснено выработавшимся за трудные годы умением переживать стрессовые ситуации. Некоторые Омега-мальчики благодаря юношеской закалке и врождённым способностям или патологиям (за которые в детстве их и не любили) приходят к такому успеху, о котором Альфы и Беты и мечтать не могли.

Рекомендации родителям.

Если Вы заметили, что ваш ребенок в жесткой системе школьной иерархии занял место «Омеги», то это серьезный повод бить тревогу! Самостоятельно ему с этой проблемой не справиться, он может рассчитывать только на вашу помощь и поддержку. Как крайний вариант — будьте готовы, если понадобиться сменить школу. В любом случае посоветуйтесь с опытным психологом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *